Ретро мотокросс СССР
Модератор:Neposeda
- boris braun
- Сообщения:23
- Зарегистрирован:
20.03.2007 - Откуда:prague
привет всем старикам-досаафовцем и армейцам ск!
мне посчястливилось служить в германии в СКА(76-78),были там у нас великие гонщики. например: наш тренер,капитан борис юдин,15-кратный чемпион союза по ШКГ.
потом прапорщики и мои учителя, иван гармай с межовым!
да и вообще очень много было хороших гонщиков по всем видам мотоспорта. главное было у кого поучиться дисциплине и умению вождения. скажу только одно,как только я вернулся в родной досааф,то сразу очутился между первыми на всех тренировках,да и в области удалось сразу организовать впервые колясочные соревнования.
было очень интересное время и рывок вперёд на всех гонках.
буквально через 2года уже мне присвоили мс.
помню на украине по коляскам были хорошие ребята с киевского мотозавода да братья алексеевы со львовского ска.
есть много хороших воспоминаний о досаафе.
жаль что система досаафа развалилась и много молодёжи болтается без дела по задворкам и криминализируется!
всем спортивный привет!!!
с ув
борис
мне посчястливилось служить в германии в СКА(76-78),были там у нас великие гонщики. например: наш тренер,капитан борис юдин,15-кратный чемпион союза по ШКГ.
потом прапорщики и мои учителя, иван гармай с межовым!
да и вообще очень много было хороших гонщиков по всем видам мотоспорта. главное было у кого поучиться дисциплине и умению вождения. скажу только одно,как только я вернулся в родной досааф,то сразу очутился между первыми на всех тренировках,да и в области удалось сразу организовать впервые колясочные соревнования.
было очень интересное время и рывок вперёд на всех гонках.
буквально через 2года уже мне присвоили мс.
помню на украине по коляскам были хорошие ребята с киевского мотозавода да братья алексеевы со львовского ска.
есть много хороших воспоминаний о досаафе.
жаль что система досаафа развалилась и много молодёжи болтается без дела по задворкам и криминализируется!
всем спортивный привет!!!
с ув
борис
Уважаемый Борис,Гармай с Межовым потом за Львовский СКА выступали.boris braun писал(а):привет всем старикам-досаафовцем и армейцам ск!
мне посчястливилось служить в германии в СКА(76-78),были там у нас великие гонщики. например: наш тренер,капитан борис юдин,15-кратный чемпион союза по ШКГ.
потом прапорщики и мои учителя, иван гармай с межовым!
да и вообще очень много было хороших гонщиков по всем видам мотоспорта. главное было у кого поучиться дисциплине и умению вождения. скажу только одно,как только я вернулся в родной досааф,то сразу очутился между первыми на всех тренировках,да и в области удалось сразу организовать впервые колясочные соревнования.
было очень интересное время и рывок вперёд на всех гонках.
буквально через 2года уже мне присвоили мс.
помню на украине по коляскам были хорошие ребята с киевского мотозавода да братья алексеевы со львовского ска.
есть много хороших воспоминаний о досаафе.
жаль что система досаафа развалилась и много молодёжи болтается без дела по задворкам и криминализируется!
всем спортивный привет!!!
с ув
борис
На 2 месте Бочков с Питера (тогда Ленинград СКА).А Юрий Худяков (ЦСКА Москва)в 1982 весь сезон отездил ЧМ в классе!125 на Кадживе и общее место было в десятке (6 или 7) не помню.А на этапах призёром не был но в десятке был регулярно.На следующий год после дебюта Кадживы два года на ней был выигран ЧМ.В 1982 на Чемпионате ВС в Кировограде Юрий Худяков на Кадживе стал Чемпионом.
- boris braun
- Сообщения:23
- Зарегистрирован:
20.03.2007 - Откуда:prague
ребята пишите о ретро-кроссе и о своей спрортивной жизни!
пишите о досаафе и о простых ребятах,которые там вырастали и занимались!
а то всё о чемпионах да звёздах.
а ведь без нас всех небыло бы и чемпионов!
помните сколько времени мы все провозились в гаражах?
помните на каких амортизаторах мы прыгали?думаю что сегодняшние звёзды просто бы наделали в штаны на них...
старики - не давайте себя в обиду!
с ув
боря
пишите о досаафе и о простых ребятах,которые там вырастали и занимались!
а то всё о чемпионах да звёздах.
а ведь без нас всех небыло бы и чемпионов!
помните сколько времени мы все провозились в гаражах?
помните на каких амортизаторах мы прыгали?думаю что сегодняшние звёзды просто бы наделали в штаны на них...
старики - не давайте себя в обиду!
с ув
боря
всем огромный привет!!!
- ikorkishko
- Сообщения:21816
- Зарегистрирован:
27.03.2008
Привет Борис !!! Мы все помним, и стараемся об этом рассказать, у тебя тоже есть о чем рассказать. И с чего ты взял что нас обижают? И мы еще не старики - пламенный мотор как и 30 лет назад поет. И многие еще сидят за рулем мотоцикла. Как там в Чехии ? Готовятся к этапу ЧМ коляски? Если сможешь поехать, опиши,расскажи. С уважением Игорь.
- ikorkishko
- Сообщения:21816
- Зарегистрирован:
27.03.2008
- ikorkishko
- Сообщения:21816
- Зарегистрирован:
27.03.2008
- ikorkishko
- Сообщения:21816
- Зарегистрирован:
27.03.2008
Моисеев или Фалта!
Чемпионат мира по мотокроссу в классе 250сс начался традиционно в Испании на трассе вблизи Барселоны. Из ЧССР на первый этап чемпионата смог прибыть лишь один гонщик - Ярослав Фалта, имевший к этому времени хорошую спортивную форму. Но в первом заезде он занял только четырнадцатое место, а победу одержал малоизвестный бельгийский гонщик Бовен на мотоцикле "Монтеса", опередивший советского гонщика П. Рулева. Во втором заезде лидировал и победил советский гонщик Геннадий Моисеев на мотоцикле КТМ, опередив бельгийца Эвертса на мотоцикле "Пух". Третьим у цели был Фалта на мотоцикле "Чезет".
В соревнованиях второго этапа чемпионата, проходившего в Италии, наряду с Фалтой приняли участие еще два чехословацких гонщика - Велки и Баборовский. Оба заезда в нелегкой борьбе с лучшими гонщиками мира выиграл Фалта; второе место на этапе занял Велки, третье - Эвертс.
Вот что рассказал автору об этих соревнованиях на итальянской трассе Я. Бржиза, возглавлявший в 1974 г. чехословацкую команду на чемпионате мира в классе "двестипятидесяток":
"...Фалта имел тогда возможность помериться силами на тяжелой трассе с гонщиками на машинах японского, австрийского, испанского, шведского и немецкого производства. Первый заезд проходил драматически. После старта группу гонщиков возглавил Моисеев из СССР, на третьем круге его обогнал Померой из США на мотоцикле "Бультако" и лидировал до тринадцатого круга. Затем оба гонщика сошли с дистанции по причине дефектов, появившихся на мотоциклах. Фалта начиная с четырнадцатого круга стал лидером гонки и закончил заезд первым. Велки, имевший неудачный старт, пришел к цели восьмым. На пыльной, каменистой трассе при температуре воздуха свыше 30°С разгорелось упорное соперничество во втором заезде. После третьего круга и до окончания заезда лидировал на дистанции Фалта. Опередив нашего гонщика Велки, второе место в заезде занял Моисеев".
Успех Фалты в Италии поднял настроение чехословацких болельщиков мотокросса, которые на протяжении последних лет почти смирились с тем, что лавры с международных мотокроссов увозили иностранные гонщики на японских мотоциклах. Несмотря на пасмурную погоду, очередной этап чемпионата мира, проводившийся в Голицах (ЧССР), привлек небывало много зрителей.
Уже в тренировочной езде Фалта и выступавшие вместе с ним Баборовский, Хуравый и Халм показали наилучшую скорость. Чехословацкие мотоциклы "Чезет" класса 250сс в результате модернизации стали более легкими, приблизившись по своей общей массе вплотную к границе установленного лимита. Было приятно наблюдать, как на трудных, разбитых участках трассы, где гонщики конкурирующих машин с большим напряжением выдерживали нужное направление, наши гонщики продвигались уверенно на послушных им мотоциклах "Чезет" с задними пневматическими амортизаторами новой конструкции.
На старте первого заезда в Голицах Фалта несколько задержался, но все равно к восхищению зрителей во главе участников заезда на дистанции мчалась тройка чехословацких гонщиков. Фалта стремился догнать своих товарищей, однако на десятом круге был вынужден покинуть соревнование - отказало зажигание. Первые два места завоевали Хуравый и Баборовский. Во втором заезде, даже при неудачном старте, победителем вышел Фалта, опередив Халма. После трех этапов первое место в таблице чемпионата занимал Фалта (55 очков), второе - Моисеев (40 очков), третье - Эвертс (39 очков).
На четвертом этапе, который состоялся в Польше, значительного преимущества над Фалтой добился Моисеев, одержавший победу в обоих заездах. В первом заезде Фалту постигло падение, во втором заезде он покинул дистанцию ввиду неисправности мотоцикла. В последующих соревнованиях чемпионата на трассах Югославии, Великобритании, ФРГ и Голландии борьба за первое место шла в основном между Моисеевым, Фалтой и Эвертсом. Неожиданно завершился лишь этап, проводившийся в ФРГ, где второе и третье места заняли тускнеющие звезды международных мотокроссов - бельгийские гонщики Робер и Гебоерс, а на первое место вышел их соотечественник Райе.
Перед последними тремя этапами чемпионата мира Моисеев, хотя и опережал Фалту на 16 очков, но наш гонщик имел пять побед в заездах, а Моисеев только три. Количество побед могло сыграть решающую роль при окончательном подведении итогов чемпионата. Однако в предстоящих соревнованиях на песчаных трассах в Финляндии и Швеции у Моисеева были лучшие шансы на победу, так как он успешнее преодолевал песчаные участки, чем Фалта.
В первом заезде на финской трассе Моисеев после падения получил лишь одно очко, не входившее в общий зачет. Фалта сумел добиться второго места. Во втором заезде, даже после неудачного старта, Моисеев одержал убедительную победу, оставив на втором месте шведского гонщика Андерссона на мотоцикле "Ямаха". Теперь первые три места в таблице чемпионата распределились в таком порядке: Моисеев - 135 очков, Фалта-121 очко, Эвертс - 113 очков. Фалта еще имел перспективу на завоевание титула чемпиона. Но на шведской трассе он получил лишь 8 очков во втором заезде, который выиграл Моисеев.
Перед заключительным этапом чемпионата на трассе в Швейцарии порядок размещения гонщиков на первых трех местах не изменился: Моисеев - 145 очков, Фалта - 129 очков, Эвертс - 116 очков. Теоретически Фалта имел еще возможность стать чемпионом мира, если бы Моисеев не получил в Швейцарии ни одного очка, а сам Фалта одержал бы победу в одном из заездов и занял хотя бы шестое место в другом.
При проведении последнего этапа чемпионата мира в Швейцарии отмечались организационные неурядицы, а на трассе слишком низкое стартовое устройство не обеспечивало нормальный старт. В первом заезде лидерство на дистанции захватил Фалта, но вследствие легкого столкновения с соседним гонщиком прибыл к финишу третьим. Моисееву пришлось покинуть трассу из-за поломки сцепления.
Второй заезд имел несчастливое начало. Несколько гонщиков и среди них, к сожалению, Фалта перескочили через низкое стартовое устройство и повели гонку. Вскоре после этого в конце стартовой полосы произошел большой завал, в котором оказались 15 гонщиков. Организаторы соревнований не прекратили заезд, и Фалта продолжал гонку ради достижения победы, к которой спортсмен стремился даже после группового падения гонщиков. Он первым пришел к цели, но не был признан победителем заезда. Во время работы международного жюри, которое подводило окончательные итоги, на действия Фалты поступил протест, уличивший его в преждевременном старте. Признав протест обоснованным, жюри определило Фалте только восьмое место во втором заезде. Звания чемпиона мира по общим результатам чемпионата был удостоен Геннадий Моисеев.
Итоги чемпионата мира по мотокроссу в классе 250сс утвердил конгресс ФИМ.
Ниже приводятся первые десять мест итоговой таблицы чемпионата:
## Фамилия гонщика Страна Мотоцикл Очки
1 Моисеев СССР КТМ 145
2 Фалта ЧССР Чезет 139
3 Эвертс Бельгия Пух 132
4 Хансен Бельгия Кавасаки 101
5 Райе Бельгия Сузуки 96
6 Андерссон Швеция Ямаха 81
7 Рулев СССР КТМ 75
8 Халм ЧССР Чезет 70
9 Майш ФРГ Майко 69
10 Робер Бельгия Сузуки 58
Таким образом, спустя девять лет после победы Виктора Арбекова вновь советский гонщик в упорной борьбе завоевал высокий титул чемпиона мира по мотокроссу в классе 250сс. Второе место, которого добился на чемпионате мира Ярослав Фалта, было блестящим успехом чехословацкого мотоспорта после более чем десятилетнего перерыва.
На чемпионате мира в классе до 500сс убедительную победу одержал финский гонщик Хейкки Миккола на мотоцикле "Хускварна". По общим итогам этого чемпионата первые десять мест распределились следующим образом:
## Фамилия гонщика Страна Мотоцикл Очки
1 Миккола Финляндия Хускварна 174
2 Р. де Костер Бельгия Сузуки 165
3 Вайль ФРГ Майко 133
4 Волсинк Голландия Сузуки 124
5 Вельтховен Бельгия Ямаха 109
6 Бауэр ФРГ Майко 88
7 Юнссон Швеция Ямаха 85
8 Кринг Швеция Хускварна 80
9 Эберг Швеция КТМ 69
10 Лекки США Хускварна 57
После замечательного достижения Я. Фалты на чемпионате мира и хороших результатов других наших гонщиков руководители чехословацкого мотоспорта рассчитывали на новые значительные успехи в международных командных мотокроссах. Однако во Франции, где состоялся "Трофей наций", команда ЧССР заняла лишь седьмое место. Победителем в обоих заездах вышел 35-летний гонщик из ФРГ А. Вайль на мотоцикле "Майко", оставив позади себя многих гонщиков с мировым именем. Среди национальных команд, выступавших в этом мотокроссе, первые шесть мест заняли соответственно команды Бельгии (32 очка), ФРГ (38 очков), Швеции (43 очка), СССР (86 очков), Франции (88 очков) и Великобритании (110 очков).
"Мотокросс наций" проводился в Швеции. Команда шведских гонщиков сумела полностью использовать хорошо знакомую им трассу и одержать победу. Интересно отметить, что только один гонщик Швеции А. Кринг стартовал на отечественном мотоцикле "Хускварна", а остальные члены местной команды вели гонку на мотоциклах иностранных марок: Эберг - на "Бультако", Андерссон и Юнссон - на "Ямахе". Наибольшая заслуга в победе шведской команды принадлежала Б. Эбергу, который занял в обоих заездах первые места.
Общие результаты "Мотокросса наций" в 1974 г.: Швеция - 22 очка, США - 70 очков, СССР - 74 очка, Великобритания- 108 очков, Голландия-114 очков, Франция-133 очка.
Чемпионат мира по мотокроссу в классе 250сс начался традиционно в Испании на трассе вблизи Барселоны. Из ЧССР на первый этап чемпионата смог прибыть лишь один гонщик - Ярослав Фалта, имевший к этому времени хорошую спортивную форму. Но в первом заезде он занял только четырнадцатое место, а победу одержал малоизвестный бельгийский гонщик Бовен на мотоцикле "Монтеса", опередивший советского гонщика П. Рулева. Во втором заезде лидировал и победил советский гонщик Геннадий Моисеев на мотоцикле КТМ, опередив бельгийца Эвертса на мотоцикле "Пух". Третьим у цели был Фалта на мотоцикле "Чезет".
В соревнованиях второго этапа чемпионата, проходившего в Италии, наряду с Фалтой приняли участие еще два чехословацких гонщика - Велки и Баборовский. Оба заезда в нелегкой борьбе с лучшими гонщиками мира выиграл Фалта; второе место на этапе занял Велки, третье - Эвертс.
Вот что рассказал автору об этих соревнованиях на итальянской трассе Я. Бржиза, возглавлявший в 1974 г. чехословацкую команду на чемпионате мира в классе "двестипятидесяток":
"...Фалта имел тогда возможность помериться силами на тяжелой трассе с гонщиками на машинах японского, австрийского, испанского, шведского и немецкого производства. Первый заезд проходил драматически. После старта группу гонщиков возглавил Моисеев из СССР, на третьем круге его обогнал Померой из США на мотоцикле "Бультако" и лидировал до тринадцатого круга. Затем оба гонщика сошли с дистанции по причине дефектов, появившихся на мотоциклах. Фалта начиная с четырнадцатого круга стал лидером гонки и закончил заезд первым. Велки, имевший неудачный старт, пришел к цели восьмым. На пыльной, каменистой трассе при температуре воздуха свыше 30°С разгорелось упорное соперничество во втором заезде. После третьего круга и до окончания заезда лидировал на дистанции Фалта. Опередив нашего гонщика Велки, второе место в заезде занял Моисеев".
Успех Фалты в Италии поднял настроение чехословацких болельщиков мотокросса, которые на протяжении последних лет почти смирились с тем, что лавры с международных мотокроссов увозили иностранные гонщики на японских мотоциклах. Несмотря на пасмурную погоду, очередной этап чемпионата мира, проводившийся в Голицах (ЧССР), привлек небывало много зрителей.
Уже в тренировочной езде Фалта и выступавшие вместе с ним Баборовский, Хуравый и Халм показали наилучшую скорость. Чехословацкие мотоциклы "Чезет" класса 250сс в результате модернизации стали более легкими, приблизившись по своей общей массе вплотную к границе установленного лимита. Было приятно наблюдать, как на трудных, разбитых участках трассы, где гонщики конкурирующих машин с большим напряжением выдерживали нужное направление, наши гонщики продвигались уверенно на послушных им мотоциклах "Чезет" с задними пневматическими амортизаторами новой конструкции.
На старте первого заезда в Голицах Фалта несколько задержался, но все равно к восхищению зрителей во главе участников заезда на дистанции мчалась тройка чехословацких гонщиков. Фалта стремился догнать своих товарищей, однако на десятом круге был вынужден покинуть соревнование - отказало зажигание. Первые два места завоевали Хуравый и Баборовский. Во втором заезде, даже при неудачном старте, победителем вышел Фалта, опередив Халма. После трех этапов первое место в таблице чемпионата занимал Фалта (55 очков), второе - Моисеев (40 очков), третье - Эвертс (39 очков).
На четвертом этапе, который состоялся в Польше, значительного преимущества над Фалтой добился Моисеев, одержавший победу в обоих заездах. В первом заезде Фалту постигло падение, во втором заезде он покинул дистанцию ввиду неисправности мотоцикла. В последующих соревнованиях чемпионата на трассах Югославии, Великобритании, ФРГ и Голландии борьба за первое место шла в основном между Моисеевым, Фалтой и Эвертсом. Неожиданно завершился лишь этап, проводившийся в ФРГ, где второе и третье места заняли тускнеющие звезды международных мотокроссов - бельгийские гонщики Робер и Гебоерс, а на первое место вышел их соотечественник Райе.
Перед последними тремя этапами чемпионата мира Моисеев, хотя и опережал Фалту на 16 очков, но наш гонщик имел пять побед в заездах, а Моисеев только три. Количество побед могло сыграть решающую роль при окончательном подведении итогов чемпионата. Однако в предстоящих соревнованиях на песчаных трассах в Финляндии и Швеции у Моисеева были лучшие шансы на победу, так как он успешнее преодолевал песчаные участки, чем Фалта.
В первом заезде на финской трассе Моисеев после падения получил лишь одно очко, не входившее в общий зачет. Фалта сумел добиться второго места. Во втором заезде, даже после неудачного старта, Моисеев одержал убедительную победу, оставив на втором месте шведского гонщика Андерссона на мотоцикле "Ямаха". Теперь первые три места в таблице чемпионата распределились в таком порядке: Моисеев - 135 очков, Фалта-121 очко, Эвертс - 113 очков. Фалта еще имел перспективу на завоевание титула чемпиона. Но на шведской трассе он получил лишь 8 очков во втором заезде, который выиграл Моисеев.
Перед заключительным этапом чемпионата на трассе в Швейцарии порядок размещения гонщиков на первых трех местах не изменился: Моисеев - 145 очков, Фалта - 129 очков, Эвертс - 116 очков. Теоретически Фалта имел еще возможность стать чемпионом мира, если бы Моисеев не получил в Швейцарии ни одного очка, а сам Фалта одержал бы победу в одном из заездов и занял хотя бы шестое место в другом.
При проведении последнего этапа чемпионата мира в Швейцарии отмечались организационные неурядицы, а на трассе слишком низкое стартовое устройство не обеспечивало нормальный старт. В первом заезде лидерство на дистанции захватил Фалта, но вследствие легкого столкновения с соседним гонщиком прибыл к финишу третьим. Моисееву пришлось покинуть трассу из-за поломки сцепления.
Второй заезд имел несчастливое начало. Несколько гонщиков и среди них, к сожалению, Фалта перескочили через низкое стартовое устройство и повели гонку. Вскоре после этого в конце стартовой полосы произошел большой завал, в котором оказались 15 гонщиков. Организаторы соревнований не прекратили заезд, и Фалта продолжал гонку ради достижения победы, к которой спортсмен стремился даже после группового падения гонщиков. Он первым пришел к цели, но не был признан победителем заезда. Во время работы международного жюри, которое подводило окончательные итоги, на действия Фалты поступил протест, уличивший его в преждевременном старте. Признав протест обоснованным, жюри определило Фалте только восьмое место во втором заезде. Звания чемпиона мира по общим результатам чемпионата был удостоен Геннадий Моисеев.
Итоги чемпионата мира по мотокроссу в классе 250сс утвердил конгресс ФИМ.
Ниже приводятся первые десять мест итоговой таблицы чемпионата:
## Фамилия гонщика Страна Мотоцикл Очки
1 Моисеев СССР КТМ 145
2 Фалта ЧССР Чезет 139
3 Эвертс Бельгия Пух 132
4 Хансен Бельгия Кавасаки 101
5 Райе Бельгия Сузуки 96
6 Андерссон Швеция Ямаха 81
7 Рулев СССР КТМ 75
8 Халм ЧССР Чезет 70
9 Майш ФРГ Майко 69
10 Робер Бельгия Сузуки 58
Таким образом, спустя девять лет после победы Виктора Арбекова вновь советский гонщик в упорной борьбе завоевал высокий титул чемпиона мира по мотокроссу в классе 250сс. Второе место, которого добился на чемпионате мира Ярослав Фалта, было блестящим успехом чехословацкого мотоспорта после более чем десятилетнего перерыва.
На чемпионате мира в классе до 500сс убедительную победу одержал финский гонщик Хейкки Миккола на мотоцикле "Хускварна". По общим итогам этого чемпионата первые десять мест распределились следующим образом:
## Фамилия гонщика Страна Мотоцикл Очки
1 Миккола Финляндия Хускварна 174
2 Р. де Костер Бельгия Сузуки 165
3 Вайль ФРГ Майко 133
4 Волсинк Голландия Сузуки 124
5 Вельтховен Бельгия Ямаха 109
6 Бауэр ФРГ Майко 88
7 Юнссон Швеция Ямаха 85
8 Кринг Швеция Хускварна 80
9 Эберг Швеция КТМ 69
10 Лекки США Хускварна 57
После замечательного достижения Я. Фалты на чемпионате мира и хороших результатов других наших гонщиков руководители чехословацкого мотоспорта рассчитывали на новые значительные успехи в международных командных мотокроссах. Однако во Франции, где состоялся "Трофей наций", команда ЧССР заняла лишь седьмое место. Победителем в обоих заездах вышел 35-летний гонщик из ФРГ А. Вайль на мотоцикле "Майко", оставив позади себя многих гонщиков с мировым именем. Среди национальных команд, выступавших в этом мотокроссе, первые шесть мест заняли соответственно команды Бельгии (32 очка), ФРГ (38 очков), Швеции (43 очка), СССР (86 очков), Франции (88 очков) и Великобритании (110 очков).
"Мотокросс наций" проводился в Швеции. Команда шведских гонщиков сумела полностью использовать хорошо знакомую им трассу и одержать победу. Интересно отметить, что только один гонщик Швеции А. Кринг стартовал на отечественном мотоцикле "Хускварна", а остальные члены местной команды вели гонку на мотоциклах иностранных марок: Эберг - на "Бультако", Андерссон и Юнссон - на "Ямахе". Наибольшая заслуга в победе шведской команды принадлежала Б. Эбергу, который занял в обоих заездах первые места.
Общие результаты "Мотокросса наций" в 1974 г.: Швеция - 22 очка, США - 70 очков, СССР - 74 очка, Великобритания- 108 очков, Голландия-114 очков, Франция-133 очка.
Damir
Спасибо за информацию.
boris braun
Здесь на форуме есть еще одна тема:
http://www.motocross.ua/forum/viewtopic.php?t=8446
Там как раз о простых спортсменах времен ДОСААФ.
Спасибо за информацию.
boris braun
Здесь на форуме есть еще одна тема:
http://www.motocross.ua/forum/viewtopic.php?t=8446
Там как раз о простых спортсменах времен ДОСААФ.
ЗаУРАЛец
Спасибо за подсказку, я в этой теме ни разу не был.
Спасибо за подсказку, я в этой теме ни разу не был.
- ikorkishko
- Сообщения:21816
- Зарегистрирован:
27.03.2008
Жарко.....
- ikorkishko
- Сообщения:21816
- Зарегистрирован:
27.03.2008
- ikorkishko
- Сообщения:21816
- Зарегистрирован:
27.03.2008
С-565
С-364 послужил основой для создания мотоцикла с двигателем 500 см3, обозначенного С-565 и названного "Восток". Конструкторскую разработку выполнили в 1965 г. В.Поческин и В.Щербатов под руководством Д.В.Киселева. Вот как был устроен шоссейно-гоночный мотоцикл С-565. Рама - пространственная ферма, сварная, из тонкостенных цельнотянутых труб. Подвеска переднего колеса - телескопическая вилка, а заднего - маятниковая с двумя пружинами и гидравлическими амортизаторами. Двигатель - четырехтактный четырехцилиндровый рядный. Блок цилиндров - из алюминиевого сплава, наклонен вперед на 25 град., с четырьмя запрессованными в него чугунными гильзами. Головка блока - из двух половин, стянутых винтовыми шпильками. В каждом цилиндре - три клапана: один - впускной и два - выпускных. Благодаря чему удалось расположить свечу в центре камеры сгорания, улучшить наполнение цилиндров и воспламенение рабочей смеси, уменьшить инерцию движущихся элементов клапанного механизма. Привод клапанов осуществлялся с помощью трех пар шестерен. Усилие от кулачков на клапаны передавалось через одноплечие рычаги. Четыре карбюратора - по числу цилиндров - получали бензин из одной поплавковой камеры. Зажигание осуществлялось от генератора переменного тока, и применялся высоковольтный распределитель - они были спроектированы и изготовлены во ВННИИ-Ме. Выхлопные трубы заканчивались мегафонами, облегчавшими очистку цилиндров от продуктов сгорания. Съемный обтекатель крепился на кронштейнах. Сидение располагалось над задним крылом. Испытания двигателя проводились во ВНИИМе Мотор развивал максимальную мощность 80,2 л.с. при частоте вращения коленвала 12450 об/мин. По основным показателям он оказался лучше, чем у ближайшего аналога, стоявшего на итальянской машине МВ-Аугуста 1963 г., развивавшего мощность 75 л.с. при 12 000 об/мин. Полученное превосходство стало следствием дальнейшего уменьшения габаритов камеры сгорания и снижения энергетических потерь за счет малого количества масла, прокачиваемого по смазочным каналам коленвала. Эти достижения вдохновляли разработчиков, и они продолжали свою работу с уверенностью в успехе. Прежде всего им хотелось добиться еще большей мощности, но это требовало, чтобы в каждом цилиндре было две пары впускных и выпускных клапанов, что повлекло бы за собой серьезную доработку мотора, и ее решили отложить на будущее. Мотоциклы "Восток" предназначались лучшим отечественным мотогонщикам. Так, машину № 1 выдали заслуженному мастеру спорта СССР Николаю Севостьянову, а № 2 - мастеру спорта Энделю Кийса. Оба С-565 испытали на шоссейно-кольцевых трассах Таллина и Вильянди, признав их годными для мотогонок. 19 мая 1968 г. состоялось первое официальное участие мотоциклов "Восток" в соревнованиях на шоссейно-кольцевой рижской трассе "Бекерниски". Ввиду большой разницы ожидаемых скоростей в сравнении с другими участниками состязания для двух С-565 дали отдельный старт. Как и предполагали, первыми финишировали Н.Севостьянов и Э.Кийса, показавшие, соответственно, среднюю скорость 99,1 и 99.0 км/ч, и оба на лучшем круге разогнались до 104,78 км/ч. Эти результаты стали абсолютными рекордами страны, хотя и слабо отражали скоростные возможности этих мотоциклов. Следующее соревнование состоялось в Таллине на одной из лучших шоссейно-кольцевых трасс мира "Перита". Стартовали 30 лучших спортсменов СССР и Финляндии. Во время заездов шел дождь. Наших гонщиков на С-565, занявших второе и третье места и показавших среднюю скорость 107,3 км/ч, обошел финн Солонен (111,75 км/ч) на "Ямахе". Соревнования в классе до 500 см3 за "Большой Приз Адриатики" 1968 г. проводились в югославской Окатии. СССР представляли два спортсмена. Э.Кийса занял шестое место (лучший круг- 135,8км/ч), у машины Н.Севостьянова отказал мотор. Зато 4 августа 1968 г. на IX этапе Чемпионата Мира в финском Марате он финишировал четвертым (Э.Кийса подвел движок). Зарубежная пресса хорошо отзывалась об С-565: "Русские прибыли в Финляндию на Мировой чемпионат по шоссейно-кольцевым гонкам со своими мотоциклами "Восток" 500 см3, имевшими четырехцилиндровые двигатели, которые были совершенно новыми, а не копиями машин 350 см3. У них шестиступенчатая коробка перемены передач расположена в одном блоке с мотором, развивающим 80 л.с. при 12 000 об/мин". А знаменитый итальянский гонщик Агостино подметил как отличное ускорение мотоцикла Э.Кийса на высшей передаче в вираже снижалось по сравнению с динамикой езды трехцилиндрового МВ-Аугуста и полагал, что у нашего спортсмена еще не хватало опыта борьбы на столь мощном и скоростном мотоцикле В целом, С-565 оправдал ожидания разработчиков и гонщиков. Представлялось, что после доработки конструкции и при наращивании опыта езды с помощью этих машин можно будет улучшить наши спортивные достижения Для воплощения таких замыслов в конце 1968 г. оба мотоцикла тщательно обследовали, выявили множество недостатков, дали 16 рекомендаций по их устранению, 10 из которых касались двигателя. К весне следующего года все недоработки устранили. Однако испытания, проведенные летом 1969 г. на отечественных и зарубежных трассах, неожиданно выявили неудовлетворительную устойчивость С-565 при больших скоростях. Причиной оказались слишком смещенная назад посадка гонщика и малая ширина ободов колес. Из-за этого на подъемах и спусках разгружалось переднее колесо, к тому же неудовлетворительно державшее дорогу в крутых виражах. Устраняя замеченное, зимой 1969 - 1970 гг. провели большую модернизацию обоих С-565. Изготовили новую раму, удлинили мотоцикл на 80 мм, расширили обода колес (переднего до 47 мм, а заднего - до 55), установили две поплавковые камеры (каждая - на пару цилиндров), изготовили новую головку блока с четырьмя клапанами на каждый цилиндр. И все же к летнему сезону 1970 г. С-565 не подготовили. О случившемся рассказал 13-кратный чемпион СССР по шоссейно-кольцевым гонкам Б.Д.Юдин: "Впервые я стал чемпионом Советского Союза в 1957 г., а в последний раз - в 1977 г., и всю историю С-565 хорошо помню, поскольку моим тренером был Н.Севостьянов. Когда появилась такая новинка - сразу стало ясно: это вторая "пятисотка" в мире после МВ-Аугуста, ведь на изготовление подобных мотоциклов до того решалась только итальянская "Джиллера" Мотор был вполне прогрессивным, а вот ходовая часть оказалась неудачной. В 1970 г., на мой взгляд, можно было довести С-565 до кондиции и тогда кто-нибудь из наших гонщиков наверняка вошел бы в тройку призеров чемпионата Мира по классу 50 см3. Но этому помешало прекращение финансирования программы создания спортивных мотоциклов. Видимо, поэтому, главный конструктор ВННИИМ С.Ю.Иваницкий сконцентрировал внимание на создании мотоциклетного роторно-поршневого двигателя системы Ванкеля, переориентировав небольшие средства на его разработку, которую из-за чрезмерных сложностей, довести до промышленного выпуска так и не удалось". В результате нашим гонщикам на мотоциклах "Восток" не довелось соревноваться в 1970 г А ведь зарубежные спортсмены считали С-565 перспективной машиной и опасались роста мастерства Н.Севостьянова и Э.Кийса. К счастью для почитателей отечественной техники, руководство ВНИИМ и лично директор В.В.Рогожин проявили историческую дальновидность: 30 ноября 1981 г шоссейно-гоночный мотоцикл С-565 был передан в Политехнический музей.
С-364 послужил основой для создания мотоцикла с двигателем 500 см3, обозначенного С-565 и названного "Восток". Конструкторскую разработку выполнили в 1965 г. В.Поческин и В.Щербатов под руководством Д.В.Киселева. Вот как был устроен шоссейно-гоночный мотоцикл С-565. Рама - пространственная ферма, сварная, из тонкостенных цельнотянутых труб. Подвеска переднего колеса - телескопическая вилка, а заднего - маятниковая с двумя пружинами и гидравлическими амортизаторами. Двигатель - четырехтактный четырехцилиндровый рядный. Блок цилиндров - из алюминиевого сплава, наклонен вперед на 25 град., с четырьмя запрессованными в него чугунными гильзами. Головка блока - из двух половин, стянутых винтовыми шпильками. В каждом цилиндре - три клапана: один - впускной и два - выпускных. Благодаря чему удалось расположить свечу в центре камеры сгорания, улучшить наполнение цилиндров и воспламенение рабочей смеси, уменьшить инерцию движущихся элементов клапанного механизма. Привод клапанов осуществлялся с помощью трех пар шестерен. Усилие от кулачков на клапаны передавалось через одноплечие рычаги. Четыре карбюратора - по числу цилиндров - получали бензин из одной поплавковой камеры. Зажигание осуществлялось от генератора переменного тока, и применялся высоковольтный распределитель - они были спроектированы и изготовлены во ВННИИ-Ме. Выхлопные трубы заканчивались мегафонами, облегчавшими очистку цилиндров от продуктов сгорания. Съемный обтекатель крепился на кронштейнах. Сидение располагалось над задним крылом. Испытания двигателя проводились во ВНИИМе Мотор развивал максимальную мощность 80,2 л.с. при частоте вращения коленвала 12450 об/мин. По основным показателям он оказался лучше, чем у ближайшего аналога, стоявшего на итальянской машине МВ-Аугуста 1963 г., развивавшего мощность 75 л.с. при 12 000 об/мин. Полученное превосходство стало следствием дальнейшего уменьшения габаритов камеры сгорания и снижения энергетических потерь за счет малого количества масла, прокачиваемого по смазочным каналам коленвала. Эти достижения вдохновляли разработчиков, и они продолжали свою работу с уверенностью в успехе. Прежде всего им хотелось добиться еще большей мощности, но это требовало, чтобы в каждом цилиндре было две пары впускных и выпускных клапанов, что повлекло бы за собой серьезную доработку мотора, и ее решили отложить на будущее. Мотоциклы "Восток" предназначались лучшим отечественным мотогонщикам. Так, машину № 1 выдали заслуженному мастеру спорта СССР Николаю Севостьянову, а № 2 - мастеру спорта Энделю Кийса. Оба С-565 испытали на шоссейно-кольцевых трассах Таллина и Вильянди, признав их годными для мотогонок. 19 мая 1968 г. состоялось первое официальное участие мотоциклов "Восток" в соревнованиях на шоссейно-кольцевой рижской трассе "Бекерниски". Ввиду большой разницы ожидаемых скоростей в сравнении с другими участниками состязания для двух С-565 дали отдельный старт. Как и предполагали, первыми финишировали Н.Севостьянов и Э.Кийса, показавшие, соответственно, среднюю скорость 99,1 и 99.0 км/ч, и оба на лучшем круге разогнались до 104,78 км/ч. Эти результаты стали абсолютными рекордами страны, хотя и слабо отражали скоростные возможности этих мотоциклов. Следующее соревнование состоялось в Таллине на одной из лучших шоссейно-кольцевых трасс мира "Перита". Стартовали 30 лучших спортсменов СССР и Финляндии. Во время заездов шел дождь. Наших гонщиков на С-565, занявших второе и третье места и показавших среднюю скорость 107,3 км/ч, обошел финн Солонен (111,75 км/ч) на "Ямахе". Соревнования в классе до 500 см3 за "Большой Приз Адриатики" 1968 г. проводились в югославской Окатии. СССР представляли два спортсмена. Э.Кийса занял шестое место (лучший круг- 135,8км/ч), у машины Н.Севостьянова отказал мотор. Зато 4 августа 1968 г. на IX этапе Чемпионата Мира в финском Марате он финишировал четвертым (Э.Кийса подвел движок). Зарубежная пресса хорошо отзывалась об С-565: "Русские прибыли в Финляндию на Мировой чемпионат по шоссейно-кольцевым гонкам со своими мотоциклами "Восток" 500 см3, имевшими четырехцилиндровые двигатели, которые были совершенно новыми, а не копиями машин 350 см3. У них шестиступенчатая коробка перемены передач расположена в одном блоке с мотором, развивающим 80 л.с. при 12 000 об/мин". А знаменитый итальянский гонщик Агостино подметил как отличное ускорение мотоцикла Э.Кийса на высшей передаче в вираже снижалось по сравнению с динамикой езды трехцилиндрового МВ-Аугуста и полагал, что у нашего спортсмена еще не хватало опыта борьбы на столь мощном и скоростном мотоцикле В целом, С-565 оправдал ожидания разработчиков и гонщиков. Представлялось, что после доработки конструкции и при наращивании опыта езды с помощью этих машин можно будет улучшить наши спортивные достижения Для воплощения таких замыслов в конце 1968 г. оба мотоцикла тщательно обследовали, выявили множество недостатков, дали 16 рекомендаций по их устранению, 10 из которых касались двигателя. К весне следующего года все недоработки устранили. Однако испытания, проведенные летом 1969 г. на отечественных и зарубежных трассах, неожиданно выявили неудовлетворительную устойчивость С-565 при больших скоростях. Причиной оказались слишком смещенная назад посадка гонщика и малая ширина ободов колес. Из-за этого на подъемах и спусках разгружалось переднее колесо, к тому же неудовлетворительно державшее дорогу в крутых виражах. Устраняя замеченное, зимой 1969 - 1970 гг. провели большую модернизацию обоих С-565. Изготовили новую раму, удлинили мотоцикл на 80 мм, расширили обода колес (переднего до 47 мм, а заднего - до 55), установили две поплавковые камеры (каждая - на пару цилиндров), изготовили новую головку блока с четырьмя клапанами на каждый цилиндр. И все же к летнему сезону 1970 г. С-565 не подготовили. О случившемся рассказал 13-кратный чемпион СССР по шоссейно-кольцевым гонкам Б.Д.Юдин: "Впервые я стал чемпионом Советского Союза в 1957 г., а в последний раз - в 1977 г., и всю историю С-565 хорошо помню, поскольку моим тренером был Н.Севостьянов. Когда появилась такая новинка - сразу стало ясно: это вторая "пятисотка" в мире после МВ-Аугуста, ведь на изготовление подобных мотоциклов до того решалась только итальянская "Джиллера" Мотор был вполне прогрессивным, а вот ходовая часть оказалась неудачной. В 1970 г., на мой взгляд, можно было довести С-565 до кондиции и тогда кто-нибудь из наших гонщиков наверняка вошел бы в тройку призеров чемпионата Мира по классу 50 см3. Но этому помешало прекращение финансирования программы создания спортивных мотоциклов. Видимо, поэтому, главный конструктор ВННИИМ С.Ю.Иваницкий сконцентрировал внимание на создании мотоциклетного роторно-поршневого двигателя системы Ванкеля, переориентировав небольшие средства на его разработку, которую из-за чрезмерных сложностей, довести до промышленного выпуска так и не удалось". В результате нашим гонщикам на мотоциклах "Восток" не довелось соревноваться в 1970 г А ведь зарубежные спортсмены считали С-565 перспективной машиной и опасались роста мастерства Н.Севостьянова и Э.Кийса. К счастью для почитателей отечественной техники, руководство ВНИИМ и лично директор В.В.Рогожин проявили историческую дальновидность: 30 ноября 1981 г шоссейно-гоночный мотоцикл С-565 был передан в Политехнический музей.
- ikorkishko
- Сообщения:21816
- Зарегистрирован:
27.03.2008
Двенадцать труднейших этапов
Заслуженный тренер СССР, тренер сборной страны и двукратного чемпиона мира по мотокроссу Г. Моисеева ленинградец Кирилл Демянский рассказывает о стартовавшем 9 апреля в Барселоне (Испания) и финиширующем 27 августа в Ленинграде очередном чемпионате мира по мотокроссу:
- Чемпионат разыгрывается на 12 этапах. К каждому из них допускаются около 40 гонщиков. От двух до трех десятков спортсменов способны рассчитывать на успешное выступление. А тех, кто может выиграть звание чемпиона мира - именно выиграть, а не войти в тройку призеров, - человек восемь. Нам приходится соревноваться с профессионалами (любительского первенства мира по мотокроссу нет). Здесь все самым серьезным образом настроены на победу: для западных гонщиков это вопрос их финансового благополучия. За успешное выступление на этапах чемпионата мира фирмы, на мотоциклах которых соревнуются спортсмены, выплачивают крупные суммы.
Чемпионат мира не идет ни в какое сравнение с другими международными соревнованиями. Здесь нужны годы, чтобы изучить своих конкурентов: их тактические уловки, техническую и физическую подготовку, возможности. Изучить, как вообще ведется борьба в этом труднейшем 12-этапном соревновании. Нашему земляку Геннадию Моисееву понадобилось для этого пять лет.
Не в годах, конечно, только дело. Талантом Моисеев, естественно, не обделен; наивно ведь предполагать, что двукратный чемпион мира лишен его. Но когда Геннадий начал заниматься мотоспортом, талант этот не особенно проявлялся. Однако его трудолюбие, желание побеждать, которое в конечном итоге свелось к умению побеждать, - вот то, что помогло ему подняться к вершинам мирового мотоспорта. Гонщики на трассе оказываются в разных ситуациях. В этом году в Испании было такое препятствие, преодолевая которое Моисеев пролетел громадное расстояние, опередив в воздухе ехавшего внизу на большой скорости западногерманского спортсмена. Приходится совершать массу прыжков. Причем брать разгон не по трамплину, как делают это каскадеры, а в сложнейших условиях при самых неожиданных ситуациях.
На испанской трассе никому не удалось нынче особенно вырваться вперед. У Моисеева 8 очков, у лидера же бельгийца Гарри Эвертса - 18. Геннадий в одном заезде финишировал двадцатым (трижды у него здесь соскакивала в мотоцикле цепь), в другом — четвертым. Учитывая те условия, в которых он оказался, - итог вполне нормальный. Сейчас мы готовимся к следующему этапу (7 мая — в Италии). Думаю, что он будет более удачным. Говорю так потому, что знаю степень готовности Моисеева: она даже выше, чем в прошлом году, когда он во второй раз стал чемпионом мира.
Заслуженный тренер СССР, тренер сборной страны и двукратного чемпиона мира по мотокроссу Г. Моисеева ленинградец Кирилл Демянский рассказывает о стартовавшем 9 апреля в Барселоне (Испания) и финиширующем 27 августа в Ленинграде очередном чемпионате мира по мотокроссу:
- Чемпионат разыгрывается на 12 этапах. К каждому из них допускаются около 40 гонщиков. От двух до трех десятков спортсменов способны рассчитывать на успешное выступление. А тех, кто может выиграть звание чемпиона мира - именно выиграть, а не войти в тройку призеров, - человек восемь. Нам приходится соревноваться с профессионалами (любительского первенства мира по мотокроссу нет). Здесь все самым серьезным образом настроены на победу: для западных гонщиков это вопрос их финансового благополучия. За успешное выступление на этапах чемпионата мира фирмы, на мотоциклах которых соревнуются спортсмены, выплачивают крупные суммы.
Чемпионат мира не идет ни в какое сравнение с другими международными соревнованиями. Здесь нужны годы, чтобы изучить своих конкурентов: их тактические уловки, техническую и физическую подготовку, возможности. Изучить, как вообще ведется борьба в этом труднейшем 12-этапном соревновании. Нашему земляку Геннадию Моисееву понадобилось для этого пять лет.
Не в годах, конечно, только дело. Талантом Моисеев, естественно, не обделен; наивно ведь предполагать, что двукратный чемпион мира лишен его. Но когда Геннадий начал заниматься мотоспортом, талант этот не особенно проявлялся. Однако его трудолюбие, желание побеждать, которое в конечном итоге свелось к умению побеждать, - вот то, что помогло ему подняться к вершинам мирового мотоспорта. Гонщики на трассе оказываются в разных ситуациях. В этом году в Испании было такое препятствие, преодолевая которое Моисеев пролетел громадное расстояние, опередив в воздухе ехавшего внизу на большой скорости западногерманского спортсмена. Приходится совершать массу прыжков. Причем брать разгон не по трамплину, как делают это каскадеры, а в сложнейших условиях при самых неожиданных ситуациях.
На испанской трассе никому не удалось нынче особенно вырваться вперед. У Моисеева 8 очков, у лидера же бельгийца Гарри Эвертса - 18. Геннадий в одном заезде финишировал двадцатым (трижды у него здесь соскакивала в мотоцикле цепь), в другом — четвертым. Учитывая те условия, в которых он оказался, - итог вполне нормальный. Сейчас мы готовимся к следующему этапу (7 мая — в Италии). Думаю, что он будет более удачным. Говорю так потому, что знаю степень готовности Моисеева: она даже выше, чем в прошлом году, когда он во второй раз стал чемпионом мира.
- ikorkishko
- Сообщения:21816
- Зарегистрирован:
27.03.2008
Летопись завода. ИЖ 1946 - 1990 гг.
1946 г.
Февраль. Начало выпуска мотоциклов ИЖ-350.
1951 г.
Мотоциклостроители без останова производства перешли на массовый выпуск новой модели мотоциклов ИЖ-49. Мотоцикл создан инженерами-конструкторами М. П. Исаевым, Ю. Королевым, Ф. С. Коробейниковым, Ю. Церлингом.
1954 г.
Готовятся к выпуску модернизированные мотоциклы ИЖ-49М.
1956 г.
Начался выпуск дорожного мотоцикла ИЖ-56. Конструкция мотоцикла разработана инженерами В. В. Бонштедтом, В. В, Кудрявцевым, Н. И. Слесаренко, С. С. Зориным, В. Д. Ишутиновым, В. А. Умняшкиным, В. В. Забелиным и др.
1960 г.
20 МАРТА. На 34-х международных шестидневных соревнованиях в Чехословакии, заводские спортсмены завоевали Большую золотую медаль международной федерации мотоциклетного спорта (ФИМ).
10 ИЮЛЯ. С конвейера сборочного цеха мотопроизводства сошел миллионный мотоцикл.
1961 г.
Завод перешел на массовый выпуск мотоциклов ИЖ Юпитер.
1962 г.
На базе мотоцикла ИЖ-56 освоено производство мотоцикла ИЖ Планета с одноцилиндровым двухтактным двигателем.
1964 г.
7 ИЮНЯ. Дан старт моторалли "ФИМ — 64". В национальной сборной СССР участвовало 14 мотоводителей завода. В общекомандном зачете команда СССР заняла первое место.
1965 г.
ОКТЯБРЬ. С главного конвейера мотопроизводства сошел двухмиллионный мотоцикл модели ИЖ-Юпитер-2, выпуск которых только что начался.
17 ноября. Для участия команды СССР в 41-ом международных многодневных гонках в Швеции 1966 года принято решение об изготовлении специального спортивного мотоцикла Иж-65М.
1966 г.
25 марта. В Ужгороде были проведены испытания 6 мотоциклов Иж-65М среди изготовителей мотоциклов, мотороллеров, мопедов на первенство заводской марки.
6 августа. Для экспозиции мотоциклов в юбилейной выставке на ВДНХ СССР, были изготовлены дорожные мотоциклы Иж-П-2, Иж-Ю-2 с коляской, Иж-555 с коляской, спортивные мотоциклы Иж-67К, Иж-67М.
30 августа. Наши спортсмены завоевали золотую медаль на проходивших в Швеции 41-х международных многодневных соревнованиях.
8 декабря. На завод возложено изготовление 18 специальных дорожных мотоциклов Иж-М10 для участия сборной команды СССР в 42-х международных многодневных соревнованиях в Польской народной республике в 1967г.
1967 г.
25 июля. В целях своевременной и качественно подготовки к производству в 1968 году новой модели дорожного мотоцикла Д-12-Сатурн в классе 350 куб. см. было подготовлено и собрано 5 опытных образцов мотоциклов Иж Д-12.
Сентябрь. В 1967 году заводом были изготовлены мотоциклы Иж-M10, на которых спортсмены сборной СССР успешно выступали как на внутрисоюзных, так и международных соревнованиях.
Выступая в Польше на мотоциклах ИжM10 на 42-х международных соревнованиях советские спортсмены завоевали золотую медаль заводу, а также 7 золотых и 4 серебряных медали в личном зачете.
Мотоциклы ИЖ-М10 показали более высокую надежность по сравнению с ведущими иностранными фирмами, а Ижмаш был единственной фирмой, мотоциклы которой прошли сложные шестидневные соревнования без сходов.
ОКТЯБРЬ. В Ужгороде во всесоюзных соревнованиях на первенство мотоциклетных заводов страны по дорожным мотоциклам машины ИЖ-Планета-2, ИЖ-Юпитер-2 и ИЖ-Юпитер-2К в специальных соревнованиях показали высокие результаты и заняли первое место, за что заводу был вручен кубок. Наши машины также оказались наиболее надежными и долговечными, что было отмечено вручением заводу второго кубка. Для участия в соревнованиях спортивным комиссаром (представителем Киевского мотозавода) были выбраны стандартные мотоциклы из числа готовой продукции.
1968 г.
Для участия сборной СССР в чемпионате Европы и в 43-х международных соревнованиях в Испании в 1968 году на завод было возложено изготовление мотоциклов Иж М — 12. В начале года были изготовлены 6 мотоциклов, а летом еще 12 мотоциклов Иж-М-12 с рабочим объемом 250 куб.см. — 6 штук, 350 куб.см. — 8 штук и 500 куб.см — 4 штуки. Эти мотоциклы были изготовлены с учетом замечаний, полученных после 42-х международных соревнований.
ФЕВРАЛЬ. Дана путевка в жизнь мотоциклу с эмблемой ИЖ за номером 2 500 000.
Май. Для обеспечения участия заводской команды в моторалли "ФИМ — 1968" по маршруту Ижевск — Италия — Ижевск, в целях всестороннего испытания дорожных мотоциклов в длительном пробеге были изготовлены по специальным техническим условиям в экспортном исполнении 4 мотоцикла Иж-П-2, 5 мотоциклов Иж-Ю-2 и 3 мотоцикла Иж-Ю-2 с боковым прицепом.
29 ИЮНЯ — 7 АВГУСТА. Команда заводских мотогонщиков, участвуя в моторалли (Италия), в третий раз завоевала переходящий приз.
1969 г.
30 ИЮНЯ — 26 ИЮЛЯ. Команда заводских мотогонщиков, участвуя в моторалли ФИМ (Польша), заняла второе место среди команд сборной СССР.
Июль. Были изготовлены специальные спортивные мотоциклы Иж-М-12, Иж-К-12А для участия сборной команды СССР в чемпионате Европы и в 44-х международных соревнованиях в 1969 году.
ОКТЯБРЬ. В Пятигорске проходили одиннадцатидневные всесоюзные мотоциклетные соревнования на первенство заводской марки. Спортсмены завода заняли первое место.
1970 год.
14 апреля. Выпущен 3-х миллионный мотоцикл ‾ Иж-П-2
С 15 апреля по 10 мая 1970 года проходил второй этап интернационального похода "Знамя Победы" по дорогам Венгрии, Чехословакии и ГДР, в котором участвовало четыре мотоцикла марки Иж-Ю-2 (в том числе три из них были представлены с колясками).
5 июня. По итогам второго этапа конкурса-смотра товаров народного потребления и сувениров, проведенного Министерством промышленности в ознаменовании 100-летия со дня рождения В. И. Ленина коллективу завода присуждены:
Первая премия за разработку мотоциклов Иж-Ю-3 и Иж-П-3
Третья премия за разработку и освоение мотоцикла Иж-М-11
27 ИЮНЯ. Из Ижевска стартовала мотоколонна завода-участница международного мотоциклетного ралли "ФИМ — 70".
20 сентября 1970 года в городе Ижевске проводился мотокросс на приз Ижмаша, на котором команда завода завоевала первое место, оставив позади команды Москвы, Киева, Коврова и др.
1971 г.
В международных моторалли "ФИМ — 71" г. Ижевск -Голландия участвовала команда завода на восьми мотоциклах Иж-Ю-3К (с боковым прицепом БП-1) и семь мотоциклов Иж-П-3. В этом же году на заводе было изготовлены специальные спортивные мотоциклы Иж-М-13 и Иж-К-13 для участия сборной мотокоманды СССР в чемпионатах Европы, как в кроссовых, так и в многодневных , а также в 46 международных соревнованиях проходимых в 1970 году.
11 февраля 1971 года прошли аттестацию мотоциклы Иж-М-11 и Иж-К-11, получив государственный знак качества.
ФЕВРАЛЬ. В городе Вятские Поляны сильнейшие гонщики страны участвовали в соревнованиях на ледяной дорожке. Чемпионом СССР в мотогонках 1971 года на льду стал испытатель цеха спортивных мотоциклов, почетный мастер спорта Сергей Чирцев.
СЕНТЯБРЬ. Начало выпуска дорожных мотоциклов среднего класса ИЖ-Юпитер-3 и ИЖ-Планета-3.
В 1971 году было решено Совмином СССР увеличить выпуск мотоциклов марки ИЖ до 350.000 в год с изготовлением двигателя в этих же количествах.
1972 г.
Заводская клубная команда на мотоциклах ИЖ-Планета-3 и ИЖ-Юпитер-3 приняла участие в моторалли в составе сборной СССР по маршруту Ужгород — Охрид (Югославия).
16 — 17 СЕНТЯБРЯ. Состоялся осенний мотоциклетный кросс на приз Ижевского машиностроительного завода.
1973 г.
Участие завода в интернациональном мотопоходе по доставке фестивального огня из Софии в Берлин.
20 декабря 1973 года решением Государственной аттестационной комиссии мотоциклам Иж-П-3, Иж-Ю-3 и Иж-Ю-3К присвоена высшая категория качества и свидетельством Госстандарта СССР представлено право на эти изделия ставить Государственный Знак Качества с 18 февраля 1974 года.
1974 г.
Организован выпуск мотоциклов Иж-ПС, оборудованных раздельной системой смазки.
25 июня 1974 года главный сборочный конвейер мотопроизводства выпустил 4-х миллионный мотоцикл марки ИЖ. Этот мотоцикл был передан в заводской музей.
Организована служба гарантийного ремонта мотоциклов марки ИЖ. Были созданы точки гарантийного ремонта в Ижевске, Ташкенте, Ленинграде, Свердловске, Алма-Ате и в Киеве.
1975 г.
3 июня. Были изготовлены 500 мотоциклов ИЖ-ПС с системой раздельной смазки, которые были реализованы на внутреннем рынке в период с июня по сентябрь.
23 апреля. Вышел приказ о подготовке в производство перспективных спортивных мотоциклов класса 350 куб.см. Иж-М-15 и Иж-К-15 взамен Иж-М-11 и Иж-К-11.
1976 г.
31 марта. Планируется выпустить в период 1976 — 1977 гг. 300 мотоциклов Иж-Юпитер-4, 300 мотоциклов Иж-Планета-4 и спортивные мотоциклы Иж-Ш-12 с последующим освоением.
7 июля. Для проведения эксплуатационных испытаний мотоциклов ИЖ-ПС, Иж-П-3, Иж-Ю-3К в условиях мотопробега по маршруту Ижевск — Москва — Киев — Москва — Ижевск было выделено пять мотоциклов ИЖ-ПС, три мотоцикла Иж-П-3 и два мотоцикла Иж-Ю-3К.
6 августа. Были проведены испытания спортивного мотоцикла Иж-Ш-12 в условиях соревнований на первенство СССР по шоссейно-кольцевым гонкам (III и IV этапы).
17 ноября. Решение об изготовлении 5 опытных образцов двигателя класса 500 куб.см. (Иж 7.101–1000010) до 1 февраля 1977 года.
Октябрь. Заводу исполняется 30 лет со дня организации производства мотоциклов на объединении Ижмаш. За 30 лет было изготовлено более 4,6 млн. мотоциклов, выпущено 15 моделей дорожных мотоциклов и 21 модель спортивных мотоциклов. Проектная мощность в 60 тыс. штук была достигнута в 1953 году. В 1975 году было изготовлено 268 тысяч мотоциклов, из них 17,5 тысяч продано на экспорт.
31 декабря. Решение о проведении испытаний 3-х спортивных мотоциклов Л-500 в условиях соревнований 1/4 финала РСФСР в гонках по льду.
1977 г.
Август. Мотопробег в честь 60-летия Советской власти, а также популяризации продукции ПО Ижмаш проходил по маршруту Ижевск — Казань — Чебоксары — Горький — Ковров — Ульяновск — Тольятти — Куйбышев — Уфа — Ижевск. Общая протяженность маршрута составила 3200 км. В пробеге участвовало 5 мотоциклов ИЖ-Планета-3.
1978 г.
16 марта. С конвейера сошел 5 000 000 мотоцикл.
3 октября. Распоряжение о проведении испытаний спортивных мотоциклов Иж-7.201 класса 500 куб.см. в городе Львове в условиях III-го этапа чемпионата СССР по мотокроссу.
3 октября. Распоряжение о комплектации мотоциклов узлами активной и пассивной безопасности (зеркало заднего вида, противоугонный замок, стояночный тормоз).
27 — 29 октября. Прошли испытания спортивных мотоциклов Иж-К-15–01 в городе Киеве в условиях всесоюзного мотокросса.
1980 г.
Апрель. Изготовлена первая промышленная партия мотоциклов Иж-Ю-4 и Иж-Ю-4К и проведены дорожные испытания.
1981 г.
Была изготовлена опытная партия 4-х тактного двигателя класса 500 куб. см.. Данный двигатель разрабатывался совместно с предприятием "Ява" (ЧССР).
5 мая. С конвейера сошел 6 000 000 мотоцикл.
1982 г.
В начале 1982 года проводились испытания специальных, спортивных мотоциклов для ледяных гонок в условиях соревнований чемпионатов УАССР, РСФСР и СССР. Особо отличились мастера спорта СССР Анатолий Котелов и Николай Журавлев в чемпионате СССР. Котелов выиграл серебренную медаль, а Журавлев занял 4-е место на этом чемпионате.
1984 г.
23 февраля. С конвейера сошел 7 000 000 мотоцикл. Начата подготовка и изготовление опытных образцов мотоцикла модели Иж-7.105 с 4-х тактным двигателем.
В 1984 году было изготовлено мотоциклов в количестве 380 000 штук. При этом со второго полугодия было запущенно серийное производство мотоциклов Иж-П-4 и Иж-П-4К. Велась подготовка для серийного выпуска с начала 1985 года мотоциклов Иж-Ю-4 и Иж-Ю-4К с двигателем Иж-Ю-5 и уже в конце года была собрана партия в количестве 2 000 штук. Были собраны также Иж-П-5, Иж-П-5К, Иж-Ю-5 и Иж-Ю-5К в количестве по 300 штук.
1985 г.
Снимается с производства мотоцикл Иж-ПС.
В период декабря 1985 года была изготовлена первая промышленная партия мотоциклов Иж 6.113 (Юпитер-5) и Иж 6.114 (Юпитер-5К).
1986 г.
26 сентября. С конвейера сошел 8 000 000 мотоцикл.
6 ноября 1986 года. Состоялись заводские испытания мотоциклов Иж-6.113–01 и Иж-6.114–01, где были получены интересные результаты, на базе которых были внесены ряд изменений в конструкцию данных мотоциклов.
В 1986 году все выпускаемые дорожные мотоциклы были аттестованы по высшей категории качества. Была также утверждена комплексная программа на период 1986 — 1990 годы и до 2000 года предусматривало разработку и производство новых моделей (Иж-Планета-6, Иж-Орион, Иж-Сатурн).
1987 г.
10 марта 1987 года. Прошли аттестацию мотоциклы Иж-7.107, Иж-7.108, Иж-6.113 и Иж-6.114–01. 1987 году прекращен выпуск мотоциклов Иж-Планета-4 и Иж-Планета-4К.
В IV квартале 1987 года в количестве 5-и штук выпущен спортивный мотоцикл Иж-6.218–01 специализированного для соревнований по льду.
1989 г.
Май. Был выпущен 9 000 000 мотоцикл.
1946 г.
Февраль. Начало выпуска мотоциклов ИЖ-350.
1951 г.
Мотоциклостроители без останова производства перешли на массовый выпуск новой модели мотоциклов ИЖ-49. Мотоцикл создан инженерами-конструкторами М. П. Исаевым, Ю. Королевым, Ф. С. Коробейниковым, Ю. Церлингом.
1954 г.
Готовятся к выпуску модернизированные мотоциклы ИЖ-49М.
1956 г.
Начался выпуск дорожного мотоцикла ИЖ-56. Конструкция мотоцикла разработана инженерами В. В. Бонштедтом, В. В, Кудрявцевым, Н. И. Слесаренко, С. С. Зориным, В. Д. Ишутиновым, В. А. Умняшкиным, В. В. Забелиным и др.
1960 г.
20 МАРТА. На 34-х международных шестидневных соревнованиях в Чехословакии, заводские спортсмены завоевали Большую золотую медаль международной федерации мотоциклетного спорта (ФИМ).
10 ИЮЛЯ. С конвейера сборочного цеха мотопроизводства сошел миллионный мотоцикл.
1961 г.
Завод перешел на массовый выпуск мотоциклов ИЖ Юпитер.
1962 г.
На базе мотоцикла ИЖ-56 освоено производство мотоцикла ИЖ Планета с одноцилиндровым двухтактным двигателем.
1964 г.
7 ИЮНЯ. Дан старт моторалли "ФИМ — 64". В национальной сборной СССР участвовало 14 мотоводителей завода. В общекомандном зачете команда СССР заняла первое место.
1965 г.
ОКТЯБРЬ. С главного конвейера мотопроизводства сошел двухмиллионный мотоцикл модели ИЖ-Юпитер-2, выпуск которых только что начался.
17 ноября. Для участия команды СССР в 41-ом международных многодневных гонках в Швеции 1966 года принято решение об изготовлении специального спортивного мотоцикла Иж-65М.
1966 г.
25 марта. В Ужгороде были проведены испытания 6 мотоциклов Иж-65М среди изготовителей мотоциклов, мотороллеров, мопедов на первенство заводской марки.
6 августа. Для экспозиции мотоциклов в юбилейной выставке на ВДНХ СССР, были изготовлены дорожные мотоциклы Иж-П-2, Иж-Ю-2 с коляской, Иж-555 с коляской, спортивные мотоциклы Иж-67К, Иж-67М.
30 августа. Наши спортсмены завоевали золотую медаль на проходивших в Швеции 41-х международных многодневных соревнованиях.
8 декабря. На завод возложено изготовление 18 специальных дорожных мотоциклов Иж-М10 для участия сборной команды СССР в 42-х международных многодневных соревнованиях в Польской народной республике в 1967г.
1967 г.
25 июля. В целях своевременной и качественно подготовки к производству в 1968 году новой модели дорожного мотоцикла Д-12-Сатурн в классе 350 куб. см. было подготовлено и собрано 5 опытных образцов мотоциклов Иж Д-12.
Сентябрь. В 1967 году заводом были изготовлены мотоциклы Иж-M10, на которых спортсмены сборной СССР успешно выступали как на внутрисоюзных, так и международных соревнованиях.
Выступая в Польше на мотоциклах ИжM10 на 42-х международных соревнованиях советские спортсмены завоевали золотую медаль заводу, а также 7 золотых и 4 серебряных медали в личном зачете.
Мотоциклы ИЖ-М10 показали более высокую надежность по сравнению с ведущими иностранными фирмами, а Ижмаш был единственной фирмой, мотоциклы которой прошли сложные шестидневные соревнования без сходов.
ОКТЯБРЬ. В Ужгороде во всесоюзных соревнованиях на первенство мотоциклетных заводов страны по дорожным мотоциклам машины ИЖ-Планета-2, ИЖ-Юпитер-2 и ИЖ-Юпитер-2К в специальных соревнованиях показали высокие результаты и заняли первое место, за что заводу был вручен кубок. Наши машины также оказались наиболее надежными и долговечными, что было отмечено вручением заводу второго кубка. Для участия в соревнованиях спортивным комиссаром (представителем Киевского мотозавода) были выбраны стандартные мотоциклы из числа готовой продукции.
1968 г.
Для участия сборной СССР в чемпионате Европы и в 43-х международных соревнованиях в Испании в 1968 году на завод было возложено изготовление мотоциклов Иж М — 12. В начале года были изготовлены 6 мотоциклов, а летом еще 12 мотоциклов Иж-М-12 с рабочим объемом 250 куб.см. — 6 штук, 350 куб.см. — 8 штук и 500 куб.см — 4 штуки. Эти мотоциклы были изготовлены с учетом замечаний, полученных после 42-х международных соревнований.
ФЕВРАЛЬ. Дана путевка в жизнь мотоциклу с эмблемой ИЖ за номером 2 500 000.
Май. Для обеспечения участия заводской команды в моторалли "ФИМ — 1968" по маршруту Ижевск — Италия — Ижевск, в целях всестороннего испытания дорожных мотоциклов в длительном пробеге были изготовлены по специальным техническим условиям в экспортном исполнении 4 мотоцикла Иж-П-2, 5 мотоциклов Иж-Ю-2 и 3 мотоцикла Иж-Ю-2 с боковым прицепом.
29 ИЮНЯ — 7 АВГУСТА. Команда заводских мотогонщиков, участвуя в моторалли (Италия), в третий раз завоевала переходящий приз.
1969 г.
30 ИЮНЯ — 26 ИЮЛЯ. Команда заводских мотогонщиков, участвуя в моторалли ФИМ (Польша), заняла второе место среди команд сборной СССР.
Июль. Были изготовлены специальные спортивные мотоциклы Иж-М-12, Иж-К-12А для участия сборной команды СССР в чемпионате Европы и в 44-х международных соревнованиях в 1969 году.
ОКТЯБРЬ. В Пятигорске проходили одиннадцатидневные всесоюзные мотоциклетные соревнования на первенство заводской марки. Спортсмены завода заняли первое место.
1970 год.
14 апреля. Выпущен 3-х миллионный мотоцикл ‾ Иж-П-2
С 15 апреля по 10 мая 1970 года проходил второй этап интернационального похода "Знамя Победы" по дорогам Венгрии, Чехословакии и ГДР, в котором участвовало четыре мотоцикла марки Иж-Ю-2 (в том числе три из них были представлены с колясками).
5 июня. По итогам второго этапа конкурса-смотра товаров народного потребления и сувениров, проведенного Министерством промышленности в ознаменовании 100-летия со дня рождения В. И. Ленина коллективу завода присуждены:
Первая премия за разработку мотоциклов Иж-Ю-3 и Иж-П-3
Третья премия за разработку и освоение мотоцикла Иж-М-11
27 ИЮНЯ. Из Ижевска стартовала мотоколонна завода-участница международного мотоциклетного ралли "ФИМ — 70".
20 сентября 1970 года в городе Ижевске проводился мотокросс на приз Ижмаша, на котором команда завода завоевала первое место, оставив позади команды Москвы, Киева, Коврова и др.
1971 г.
В международных моторалли "ФИМ — 71" г. Ижевск -Голландия участвовала команда завода на восьми мотоциклах Иж-Ю-3К (с боковым прицепом БП-1) и семь мотоциклов Иж-П-3. В этом же году на заводе было изготовлены специальные спортивные мотоциклы Иж-М-13 и Иж-К-13 для участия сборной мотокоманды СССР в чемпионатах Европы, как в кроссовых, так и в многодневных , а также в 46 международных соревнованиях проходимых в 1970 году.
11 февраля 1971 года прошли аттестацию мотоциклы Иж-М-11 и Иж-К-11, получив государственный знак качества.
ФЕВРАЛЬ. В городе Вятские Поляны сильнейшие гонщики страны участвовали в соревнованиях на ледяной дорожке. Чемпионом СССР в мотогонках 1971 года на льду стал испытатель цеха спортивных мотоциклов, почетный мастер спорта Сергей Чирцев.
СЕНТЯБРЬ. Начало выпуска дорожных мотоциклов среднего класса ИЖ-Юпитер-3 и ИЖ-Планета-3.
В 1971 году было решено Совмином СССР увеличить выпуск мотоциклов марки ИЖ до 350.000 в год с изготовлением двигателя в этих же количествах.
1972 г.
Заводская клубная команда на мотоциклах ИЖ-Планета-3 и ИЖ-Юпитер-3 приняла участие в моторалли в составе сборной СССР по маршруту Ужгород — Охрид (Югославия).
16 — 17 СЕНТЯБРЯ. Состоялся осенний мотоциклетный кросс на приз Ижевского машиностроительного завода.
1973 г.
Участие завода в интернациональном мотопоходе по доставке фестивального огня из Софии в Берлин.
20 декабря 1973 года решением Государственной аттестационной комиссии мотоциклам Иж-П-3, Иж-Ю-3 и Иж-Ю-3К присвоена высшая категория качества и свидетельством Госстандарта СССР представлено право на эти изделия ставить Государственный Знак Качества с 18 февраля 1974 года.
1974 г.
Организован выпуск мотоциклов Иж-ПС, оборудованных раздельной системой смазки.
25 июня 1974 года главный сборочный конвейер мотопроизводства выпустил 4-х миллионный мотоцикл марки ИЖ. Этот мотоцикл был передан в заводской музей.
Организована служба гарантийного ремонта мотоциклов марки ИЖ. Были созданы точки гарантийного ремонта в Ижевске, Ташкенте, Ленинграде, Свердловске, Алма-Ате и в Киеве.
1975 г.
3 июня. Были изготовлены 500 мотоциклов ИЖ-ПС с системой раздельной смазки, которые были реализованы на внутреннем рынке в период с июня по сентябрь.
23 апреля. Вышел приказ о подготовке в производство перспективных спортивных мотоциклов класса 350 куб.см. Иж-М-15 и Иж-К-15 взамен Иж-М-11 и Иж-К-11.
1976 г.
31 марта. Планируется выпустить в период 1976 — 1977 гг. 300 мотоциклов Иж-Юпитер-4, 300 мотоциклов Иж-Планета-4 и спортивные мотоциклы Иж-Ш-12 с последующим освоением.
7 июля. Для проведения эксплуатационных испытаний мотоциклов ИЖ-ПС, Иж-П-3, Иж-Ю-3К в условиях мотопробега по маршруту Ижевск — Москва — Киев — Москва — Ижевск было выделено пять мотоциклов ИЖ-ПС, три мотоцикла Иж-П-3 и два мотоцикла Иж-Ю-3К.
6 августа. Были проведены испытания спортивного мотоцикла Иж-Ш-12 в условиях соревнований на первенство СССР по шоссейно-кольцевым гонкам (III и IV этапы).
17 ноября. Решение об изготовлении 5 опытных образцов двигателя класса 500 куб.см. (Иж 7.101–1000010) до 1 февраля 1977 года.
Октябрь. Заводу исполняется 30 лет со дня организации производства мотоциклов на объединении Ижмаш. За 30 лет было изготовлено более 4,6 млн. мотоциклов, выпущено 15 моделей дорожных мотоциклов и 21 модель спортивных мотоциклов. Проектная мощность в 60 тыс. штук была достигнута в 1953 году. В 1975 году было изготовлено 268 тысяч мотоциклов, из них 17,5 тысяч продано на экспорт.
31 декабря. Решение о проведении испытаний 3-х спортивных мотоциклов Л-500 в условиях соревнований 1/4 финала РСФСР в гонках по льду.
1977 г.
Август. Мотопробег в честь 60-летия Советской власти, а также популяризации продукции ПО Ижмаш проходил по маршруту Ижевск — Казань — Чебоксары — Горький — Ковров — Ульяновск — Тольятти — Куйбышев — Уфа — Ижевск. Общая протяженность маршрута составила 3200 км. В пробеге участвовало 5 мотоциклов ИЖ-Планета-3.
1978 г.
16 марта. С конвейера сошел 5 000 000 мотоцикл.
3 октября. Распоряжение о проведении испытаний спортивных мотоциклов Иж-7.201 класса 500 куб.см. в городе Львове в условиях III-го этапа чемпионата СССР по мотокроссу.
3 октября. Распоряжение о комплектации мотоциклов узлами активной и пассивной безопасности (зеркало заднего вида, противоугонный замок, стояночный тормоз).
27 — 29 октября. Прошли испытания спортивных мотоциклов Иж-К-15–01 в городе Киеве в условиях всесоюзного мотокросса.
1980 г.
Апрель. Изготовлена первая промышленная партия мотоциклов Иж-Ю-4 и Иж-Ю-4К и проведены дорожные испытания.
1981 г.
Была изготовлена опытная партия 4-х тактного двигателя класса 500 куб. см.. Данный двигатель разрабатывался совместно с предприятием "Ява" (ЧССР).
5 мая. С конвейера сошел 6 000 000 мотоцикл.
1982 г.
В начале 1982 года проводились испытания специальных, спортивных мотоциклов для ледяных гонок в условиях соревнований чемпионатов УАССР, РСФСР и СССР. Особо отличились мастера спорта СССР Анатолий Котелов и Николай Журавлев в чемпионате СССР. Котелов выиграл серебренную медаль, а Журавлев занял 4-е место на этом чемпионате.
1984 г.
23 февраля. С конвейера сошел 7 000 000 мотоцикл. Начата подготовка и изготовление опытных образцов мотоцикла модели Иж-7.105 с 4-х тактным двигателем.
В 1984 году было изготовлено мотоциклов в количестве 380 000 штук. При этом со второго полугодия было запущенно серийное производство мотоциклов Иж-П-4 и Иж-П-4К. Велась подготовка для серийного выпуска с начала 1985 года мотоциклов Иж-Ю-4 и Иж-Ю-4К с двигателем Иж-Ю-5 и уже в конце года была собрана партия в количестве 2 000 штук. Были собраны также Иж-П-5, Иж-П-5К, Иж-Ю-5 и Иж-Ю-5К в количестве по 300 штук.
1985 г.
Снимается с производства мотоцикл Иж-ПС.
В период декабря 1985 года была изготовлена первая промышленная партия мотоциклов Иж 6.113 (Юпитер-5) и Иж 6.114 (Юпитер-5К).
1986 г.
26 сентября. С конвейера сошел 8 000 000 мотоцикл.
6 ноября 1986 года. Состоялись заводские испытания мотоциклов Иж-6.113–01 и Иж-6.114–01, где были получены интересные результаты, на базе которых были внесены ряд изменений в конструкцию данных мотоциклов.
В 1986 году все выпускаемые дорожные мотоциклы были аттестованы по высшей категории качества. Была также утверждена комплексная программа на период 1986 — 1990 годы и до 2000 года предусматривало разработку и производство новых моделей (Иж-Планета-6, Иж-Орион, Иж-Сатурн).
1987 г.
10 марта 1987 года. Прошли аттестацию мотоциклы Иж-7.107, Иж-7.108, Иж-6.113 и Иж-6.114–01. 1987 году прекращен выпуск мотоциклов Иж-Планета-4 и Иж-Планета-4К.
В IV квартале 1987 года в количестве 5-и штук выпущен спортивный мотоцикл Иж-6.218–01 специализированного для соревнований по льду.
1989 г.
Май. Был выпущен 9 000 000 мотоцикл.