Ретро мотокросс СССР

Новости мотокросса с коляской

Модератор:Neposeda

Автор Сообщение
Влад
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:868
Зарегистрирован:
03.05.2007
Откуда:Сумы

#31 Сообщение Влад » Пн дек 05, 2011 2:22 pm


Может интересно будет http://www.cz-motocross.wz.cz/index1.php?id=moto
Изображение
 

ikorkishko
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:21816
Зарегистрирован:
27.03.2008

#32 Сообщение ikorkishko » Пн дек 05, 2011 3:53 pm


Влад
Спасибо, интересно.
 

ikorkishko
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:21816
Зарегистрирован:
27.03.2008

#33 Сообщение ikorkishko » Пн дек 05, 2011 4:05 pm


Вячеслав Чебышев, заслуженный тренер Украины, мастер спорта



В воскресенье 18 сентября в городе-труженике над Ингулом – славном областном центре Кировограде пройдёт МОТОКРОСС! Он буде проходить при поддержке городской организации Партии регионов (руководитель Юрий Титов) и областной организации этой партии (председатель Сергей Ларин). В связи с предстоящими на «Завадовке» соревнованиями, мои знакомые и совершенно незнакомые любители спорта смелых просят меня, как ветерана и историка мотоспорта нашей области, рассказать о прошлом этого зрелищного вида спорта. С удовольствием выполняю эту просьбу.



Своими корнями мотоспорт Кировоградщины уходит в далёкий 1954 год, который официально принято считать годом рождения мотоспорта в нашей орденоносной области. Первая секция мотоспорта была открыта в Александрии родоначальником мотоспорта в нашей области Анатолием Мефодиевичем Лагутиным. Чуть позже мотоспорт зародился и в Кировограде. На знаменитой трассе «Завадовка» соревнования проводятся с 1962 года. Это были мотокроссы, а позже и автокроссы самого высокого ранга – чемпионаты Союза Советских Социалистических Республик, Спартакиады народов СССР, первенства (позже переименованные в чемпионаты) Вооружённых Сил Советского Союза и другие соревнования республиканского, всесоюзного (особенно часто здесь проводился Всесоюзный традиционный мотокросс, посвящённый памяти С.М.Кирова, который позже стал проходить и в Александрии на трассе «Вербовая Лоза») и международного уровня.

Так, 17 октября 1965 года в Кировограде был проведен первый Международный мотокросс с участием команд стран-участниц СЭВ (Совета экономической взаимопомощи, в который входили исключительно страны социалистического лагеря –автор), а также команд УССР, МССР (Молдавской Советской Социалистической Республики), городов Москвы и Ленинграда. Победу тогда одержала команда Украины, а в личном зачёте первенствовали украинские рыцари мотокросса Игорь Григорьев и Леонид Шинкаренко. Лично я не был на тех соревнованиях (мотоспортом начал заниматься с июля 1967 года), но информацию эту имею из газет того года. Кстати, вырезки из газет, журналы и всё-всё, что связано с мотоспортом начал собирать с 1964 года, когда мама мне купила велосипед «Орлёнок» и я твёрдо решил стать мотогонщиком. Счастлив, что благодаря своей целеустремлённости я достиг определённых успехов в мотоспорте и как спортсмен, и как тренер.

А вот на двух следующих Международных соревнованиях в Кировограде я присутствовал в качестве зрителя. Мне тогда ещё не было шестнадцати лет и, естественно, не было удостоверения на право вождения мотоцикла (в народе говорят – «прав»). В моём домашнем музее мотоспорта достойное место занимают программки с тех соревнований. Итак, второй Международный мотокросс был проведен на «Завадовке» 1 октября 1967 года. Местные зрители, а также многочисленная армия болельщиков, приехавших в Кировоград из различных уголков Союза Советских Социалистических Республик и социалистических стран, увидели тогда на трассе сильнейших гонщиков того времени: Ивана Георгиева (Болгария), Траяна Магариса (Румыния), Антонина Граха и Ярослава Гомулу (Чехословакия), Шандора Течеи и Альберта Катаи (Венгрия), а также наших соотечественников Геннадия Моисеева, Евгения Петушкова, Александра Лебедева, Юрия Матвеева (РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика), Леонида Шинкаренко, Владимира Овчинникова, Владимира Погребняка, Михаила Буданова (УССР), а также представителей Кировоградщины – Валентина Бородая, Николая Бильбаченко (оба – Кировоград) и Владимира Куприенко (Александрия). Первое место в том престижном кроссе заняла команда Российской Федерации, а в личном зачёте победили Леонид Шинкаренко и Александр Лебедев.

Третий Международный мотокросс прошёл на склонах «Завадовки» 20 октября 1968 года. Он собрал именитых гонщиков Европы – Георгия Серафимова (Болгария), Иона Саца (Румыния), Дитера Клея (ГДР – Германская Демократическая Республика) и многих-многих других знаменитостей мотокросса.

В том же 1968 году, но несколько раньше (19-22 сентября) гостеприимная Кировоградщина впервые принимала участников первенства Вооружённых Сил Советского Союза по мотокроссу. Отмечу один любопытный и малоизвестный факт. В тех соревнованиях под номером десять в классе 175 куб.см выступал перворазрядник из Забайкальского военного округа Сергей Тарабанько. Впоследствии он стал четырёхкратным чемпионом мира по ледовому спидвею в личном зачёте и трёхкратным в командном – в составе сборной СССР. Так вот, летом 1988 года Кировоград принимал как участников чемпионата СССР, так и участников чемпионата Вооружённых Сил Советского Союза по мотокроссу, который на спортивном сленге называли – «вооружёнка». В чемпионате Вооружённых Сил приняли участие спортсмены одиннадцати округов и групп войск страны (Советского Союза). Тогда командную победу в остром соперничестве с гонщиками Прибалтийского военного округа одержали мотокроссмены Центральной группы войск, которых тренировал мастер спорта международного класса Анатолий Галанский (уроженец Донецкой области и житель Киева, служивший в то время в Чехословакии в Миловице в спортивной роте на должности тренера) – достигший больших высот в шоссейно-кольцевых гонках. А главным судьёй тех соревнований был… майор Сергей Тарабанько из Москвы (в 1977 году он переехал из Новосибирска в столицу СССР)! Я был спортивным комментатором тех соревнований и общался с Сергеем, который старше меня всего на четыре года (он родился в 1949 году, кстати, в Москве). Естественно, я напомнил ему о гонке на «Завадовке» 1968 года, в которой он участвовал. Представьте себе, он всё помнил! Более того, во время открытия соревнований он рассказал всем присутствовавшим о том эпизоде в своей жизни! Вот такая интересная история.

По некоторым данным, испытания «Завадовкой» в своё время прошли и «ледовики» с мировым именем из Уфы Габдрахман Кадыров – шестикратный чемпион мира в мотогонках на льду в личном зачёте – 1966, 1968, 1969, 1971-73 годов и Борис Самородов – чемпион мира 1967 года, чемпион Европы – 1965 года и обладатель Кубка ФИМ 1963 года. Радовали зрителей своим мастерством чемпионы мира Виктор Арбеков и Геннадий Моисеев, призёры мировых первенств Игорь Григорьев и Владимир Кавинов, а также многие другие «звёзды» мотокросса, такие как мастер спорта международного класса киевлянин Александр Морозов. Кстати, у Сашиного сына Романа, чемпиона Европы 2005 года, недавно родился мальчуган, имя которому дали Саша. Как знать, возможно, Саша Морозов-внук превзойдет в спорте своего дедушку Александра Морозова.

Возвращаемся к истории. Годом позже – 28 сентября 1969 года в Кировограде собрались сильнейшие клубные команды страны для розыгрыша Кубка СССР по мотокроссу. Подобные соревнования до этого на «Завадовке» не проводились. Да и в стране кубковые старты были делом новым. Это был четвёртый розыгрыш почётного спортивного трофея (до этого аналогичные соревнования были проведены лишь трижды – 17 июля 1966 года в Белгороде, 15 октября 1967 года в Сухуми и 4 августа 1968 года в эстонском городе Выру). Эта гонка, как обычно в Кировограде, была проведена на высочайшем организационном уровне и вылилась в настоящий праздник!

Мой рассказ будет неполным, если не сказать о замечательном человеке, благодаря которому Кировоград приобрёл широкую известность в СССР, как один из главных центров отечественного мотоспорта, а трасса «Завадовка», вместе с трассой в Адлере, стала базовой для подготовки сборных команд Советского Союза разных лет. Это Почётный мастер спорта СССР (одно время присваивали такое спортивное звание тем, кто пять лет подряд подтверждал норматив мастера спорта, но потом его упразднили. Всего такое звание в огромной стране получили менее ста человек), заслуженный тренер УССР, судья Всесоюзной категории, кавалер ордена «Знак Почёта» Леонид Николаевич Чёрный, который долгое время был председателем тренерского совета Федерации мотоспорта УССР.

Уроженец Краснодарского края Л.Н.Чёрный долгое время служил в группе советских войск в Германии (ГСВГ), позже переименованной в Западную группу войск (ЗГВ), где активно занимался мотокроссом. Именно в период службы он достиг высоких спортивных результатов. А когда летом 1964 года он в очередной раз блеснул мастерством на трассе «Завадовка» и стал чемпионом СССР, партийные и хозяйственные руководители Кировограда и областного комитета Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) предложили ему после службы должность тренера по мотоспорту в областном центре. Тот согласился. После демобилизации, осенью того же года, Леонид Николаевич приступил к работе.

Именно с того времени, получив как бы толчок, начался подъём мотоспорта в области. В то время Л.Н.Чёрный был, выражаясь футбольной терминологией, «играющим тренером». Сам, добиваясь высоких результатов в спорте, он смог организовать на высоком уровне спортивную работу на Кировоградщине, воспитать именитых гонщиков. Всего им подготовлено пятнадцать мастеров спорта СССР. Запомните этих спортсменов. Это Николай Бильбаченко, Владимир Рудой, Анатолий Колмогоров, Николай Здоровенко, Валентин и Василий Бородай, Сергей Чудинович, Евгений Рыбальченко, Олег Флоринский, Николай Тищенко, Александр Костыря, Людмила Настоящая, Валентина Михельсон, Нина Рябошапка, Клавдия Нижник.

Последними соревнованиями на «Завадовке» во времена СССР стал заключительный этап чемпионата СССР по автокроссу на спортивно-кроссовых автомобилях (СКА) багги, который прошёл 6 и 7 июля 1991 года. Я комментировал те соревнования. И хотя с того времени прошло уже более двадцати лет, хорошо помню все перипетии той гонки. В ней приняли участие спортсмены Украины, России, Белоруссии, Молдавии, Латвии, Эстонии, Казахстана и городов Москвы и Ленинграда. Расскажу о самом интересном – о борьбе в первой зачётной группе (двигатели воздушного охлаждения от автомобиля «Запорожец»). Здесь за нашу область и республику выступал александрийский кандидат в мастера спорта Сергей Борщ – создатель спортивного клуба «Заря». Он уверенно прошёл четвертьфинальный и полуфинальный заезды и вошёл в финал. Там, стартуя с первого ряда, он пробился на третью позицию, а уже через несколько кругов стал лидером заезда! Казалось, что золотая медаль Сергею обеспечена, но случилось непредвиденное. В бензонасос попала какая-то соринка (скорее всего из бензобака) и двигатель потерял мощность. В итоге Сергей Борщ занял пятое место. Но радости нашего гонщика не было предела, ведь он выполнил норматив мастера спорта. Вскоре из Москвы он получил удостоверение мастера спорта СССР и нагрудный знак, который спортсмены называли «квадрат» за его форму. Серёжа Борщ стал одним из последних советских спортсменов, кому было присвоено это высокое спортивное звание.

Ведь дальше было 19 августа 1991 года – августовский путч членов ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) и развал «великого и могучего» Советского Союза.

В постсоветское время «Завадовка» была забыта. На спортивную трассу активно наступала городская свалка, а она сама заросла высоким бурьяном. Реанимировал трассу Михаил Голубь – «крестный отец» гонок на выживание в независимой Украине, который 21 сентября 1996 года в День города Кировограда провёл здесь первые в истории державы гонки на выживание. На старте тогда было всего четыре автомобиля. А, например, в 2010 году в подобных гонках в Кривом Роге их стартовало уже более сорока! Однако вскоре гонки на выживание поменяли дислокацию, и трасса вновь заросла сорной травой…

Восстановил её большой любитель мотокросса и гонщик Сергей Рындин, который живёт рядышком со спортивной трассой. Большую помощь этому неисправимому энтузиасту спорта высоких скоростей оказали городская и областная организации Партии регионов. Теперь ежегодно жители Кировограда и гости города имеют возможность смотреть увлекательные гонки на «Завадовке».

Коротко расскажу о судьбе некоторых личностей, которых упоминаю в этом материале (о тех, о которых имею информацию). Во время тренировки в Киеве получил травму Игорь Григорьев, став инвалидом на всю жизнь. Трагически погибли при разных обстоятельствах киевлянин Леонид Шинкаренко и кировоградцы Евгений Рыбальченко и Василий Бородай. Анатолий Галанский – победитель Кубка Дружбы соцстран 1984 и 1986 годов, серебряный призёр 1985 года и бронзовый – 1987 года, многократный чемпион СССР, Вооружённых Сил и Украины по шоссейно-кольцевым гонкам (дата рождения 15 февраля 1951 года) умер от рака 28 февраля 1995 года в Киеве. Вскоре после своего пятидесятилетия, перестало биться сердце Сергея Борща, который был в полном расцвете сил. Мой первый тренер и родоначальник мотоспорта в Кировоградской области Анатолий Мефодиевич Лагутин ушёл из жизни 23 ноября 1996 года и похоронен в Александрии. Не дожив до семидесяти лет, после болезни и операции, покинул этот мир Леонид Николаевич Чёрный, который тренировал меня на уровне сборной команды области. Пусть будет пухом земля тем, кого уже нет рядом с нами. Память о них будет жить вечно. К сожалению, мне неизвестна дальнейшая судьба других героев моего исторического обзора. Будем надеяться, что у них всё в полном порядке.

Чтобы подготовить этот авторский материал, мне пришлось «перелопатить» весь свой огромный архив. На него распространяется © Copyright (авторское право), поэтому прошу всех, кто будет использовать приведенные мной факты, давать на него ссылку. Спасибо за понимание!

До встречи на «Завадовке» в воскресенье 18 сентября 2011 года. И этот мотокросс буду комментировать для вас я – Вячеслав Чебышев, заслуженный тренер Украины, мастер спорта
 

ikorkishko
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:21816
Зарегистрирован:
27.03.2008

#34 Сообщение ikorkishko » Вт дек 06, 2011 3:56 pm


:-)Изображение :-)
Последний раз редактировалось ikorkishko Пт апр 13, 2012 4:25 pm, всего редактировалось 2 раза.
 

ikorkishko
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:21816
Зарегистрирован:
27.03.2008

#35 Сообщение ikorkishko » Вт дек 06, 2011 4:04 pm


-) :-(Изображение :-) 1981 "Puki" CZ 380. :-)
Последний раз редактировалось ikorkishko Пт апр 13, 2012 4:26 pm, всего редактировалось 2 раза.
 

ikorkishko
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:21816
Зарегистрирован:
27.03.2008

#36 Сообщение ikorkishko » Вт дек 06, 2011 4:20 pm


:-)Изображение :-)
Последний раз редактировалось ikorkishko Пт апр 13, 2012 4:26 pm, всего редактировалось 2 раза.
 

ikorkishko
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:21816
Зарегистрирован:
27.03.2008

#37 Сообщение ikorkishko » Вт дек 06, 2011 4:26 pm


Изображение :-) 1970 CZ 380 Type 981. :-)
Последний раз редактировалось ikorkishko Пт апр 13, 2012 4:27 pm, всего редактировалось 2 раза.
 

ikorkishko
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:21816
Зарегистрирован:
27.03.2008

#38 Сообщение ikorkishko » Вт дек 06, 2011 4:27 pm


[ :-)Изображение :-)
Последний раз редактировалось ikorkishko Пт апр 13, 2012 4:28 pm, всего редактировалось 2 раза.
 

ikorkishko
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:21816
Зарегистрирован:
27.03.2008

#39 Сообщение ikorkishko » Вт дек 06, 2011 4:39 pm


Изображение :-) 1975 works CZ 380. :-)
Последний раз редактировалось ikorkishko Пт апр 13, 2012 4:29 pm, всего редактировалось 2 раза.
 

ikorkishko
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:21816
Зарегистрирован:
27.03.2008

#40 Сообщение ikorkishko » Чт дек 08, 2011 5:36 pm


Изображение :-)
Последний раз редактировалось ikorkishko Пт апр 13, 2012 4:30 pm, всего редактировалось 2 раза.
 

ikorkishko
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:21816
Зарегистрирован:
27.03.2008

#41 Сообщение ikorkishko » Чт дек 08, 2011 5:41 pm


Изображение :-) 1977 works CZ 250 :-)
Последний раз редактировалось ikorkishko Пт апр 13, 2012 4:30 pm, всего редактировалось 2 раза.
 

ikorkishko
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:21816
Зарегистрирован:
27.03.2008

#42 Сообщение ikorkishko » Чт дек 08, 2011 5:47 pm


:-)Изображение :-)
Последний раз редактировалось ikorkishko Пт апр 13, 2012 4:31 pm, всего редактировалось 2 раза.
 

ikorkishko
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:21816
Зарегистрирован:
27.03.2008

#43 Сообщение ikorkishko » Чт дек 08, 2011 5:49 pm


Изображение :-) 1978 works CZ 250 :-)
Последний раз редактировалось ikorkishko Пт апр 13, 2012 4:32 pm, всего редактировалось 2 раза.
 

vip-kiev
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:630
Зарегистрирован:
21.02.2009

#44 Сообщение vip-kiev » Чт дек 08, 2011 6:35 pm


Вот СПАСИБО, как будто в те года окунулся. Как жалко что пропали все журналы МОТО-РЕВЮ за те года.
 

ikorkishko
Аватара пользователя
мастер
Сообщения:21816
Зарегистрирован:
27.03.2008

#45 Сообщение ikorkishko » Чт дек 08, 2011 7:00 pm


[ :-)Изображение :-)
Последний раз редактировалось ikorkishko Пт апр 13, 2012 4:32 pm, всего редактировалось 2 раза.
 

Ответить

Вернуться в «Новости»