Ретро мотокросс СССР
Модератор:Neposeda
Комментатор, очень интересно!
спасибо)
спасибо)
- Комментатор
- Сообщения:28
- Зарегистрирован:
01.12.2015 - Откуда:Россия, Серпухов
Андрей Костин из Климовска МО прислал свои фотки, правда не очень хорошего качества с кросса "Вечерней Москвы-91".
Ему тогда было 17 лет. Класс 125Ю я так понимаю.
Тогда он ещё не возглавлял сайт mx-sport.ru потому что интернет ещё не изобрели...
Ему тогда было 17 лет. Класс 125Ю я так понимаю.
Тогда он ещё не возглавлял сайт mx-sport.ru потому что интернет ещё не изобрели...
- Комментатор
- Сообщения:28
- Зарегистрирован:
01.12.2015 - Откуда:Россия, Серпухов
Кроссовыми мотоциклами с коляской ( сайдкарами ) ВНИИмотопром начал заниматься относительно поздно: с конца 70 -х годов с приходом в институт Игоря Зарубина. В качестве двигателя первоначально использовался роторно-поршневой двигатель воздушного охлаждения РД-501. Данные есть в таблице в конце статьи. Более поздняя коляска с РПД сохранилась в коллекции Алексея Черныха :
В конце 1981 - начале 1982 появился ВНИИ-8.271 ( КР-1000) с 4-х тактным двухцилиндровым ДВС жидкостного охлаждения :
Двигатель был сделан на базе короткоходного (88 х 81) трекового моторов Ява.
Статья моего бывшего начальника В. Кузнецова в журнале "За Рулём" :
"Среди известных новых машин, созданных ВНИИмотопромом в последние годы особняком стоит мотоцикл с коляской "Восток-КР 1000" для кроссов. Он разработан молодым инженером В. Зарубиным, который задался целью сконструировать машину, способную конкурировать в этом виде соревнований С лучшими зарубежными моделями.
Международная мотоциклетная федерация с 1976 года ввела для соревновании по мотокроссу на мотоциклах с коляской новый класс до 1000сс вместо прежнего до 750сс. В результате советские спортсмены, которые не располагали техникой, базировавшейся на двигателях дорожных машин класса 650сс, были' поставлены в неравные условия, поскольку отечественная промышленность не выпускает мотоциклов с 1000-кубовыми двигателями. ФМС СССР, чтобы стимулировать творчество спортсменов и заводских конструкторов, с 1977 года ввела этот класс во внутрисоюзных соревнованиях. Отдельные спортивные коллективы за последнее время создали интересные конструкции таких мотоциклов (За рулем 1981г. № 9), в числе которых и Восток-КР1000 . Основа машины - новый двигатель.
Его кривошипно-шатунный и клапанный механизмы базируются на отдельных деталях мотора трековой ЯВЫ-894-1. Использование хорошо зарекомендовавших себя по надежности ответственных деталей упростило доводку новой конструкции и решило вопрос с обеспечением запасными частями.
У коленчатого вала кривошипные пальцы лежат на одной оси, и вспышки в обоих цилиндрах происходят одновременно, то есть двигатель работает как одноцилиндровый. Коренные и шатунные подшипники - роликовые.
Двигатель кроссового мотоцикла, как правило, эксплуатируется в тяжелых условиях. Поэтому на Востоке-КР1000 применено жидкостное охлаждение. Из других особенностей двигателя отметим головку с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распределительными валами, приводимыми цепью. Такое решение обеспечивает хорошее наполнение цилиндров смесью и сводит к минимуму инерционные нагрузки клапанного механизма, ограничивающие быстроходность мотора.
Для нового двигателя создана современная экипажная часть. С очень прочной и жесткой дуплексной рамой и дисковыми тормозами. У наиболее нагруженных колес машины трубчатые спицы, выдерживающие значительные нагрузки. В соответствии с последними тенденциями подвеска заднего колеса .сделана с центральными пружиной и амортизатором.
Хотя система жидкостного охлаждения, усиление ряда узлов утяжелили новый мотоцикл, благодаря продуманной конструкции масса его получилась даже на 8 килограммов меньше, чем у Ямахи - ЭМЛ чемпионов мира 1981 года. К тому же мощность Востока больше на 5-7 лошадиных сил. К спортивному сезону 1982года подготовлено 5 таких двигателей для Востока- КР1000.Надеемся что в ходе испытаний удастся довести новую машину до уровня лучших мотоциклов, представленных в чемпионате мира по мотокроссу.
В.КУЗНЕЦОВ-заведующий отделом ВНИИмотопрома. г. Серпухов ".
Всё оказалось не так уж радужно. Мотор был очень тяжёлым ( 85 кг ), длинным и высоким. Кривая мощности и момента имела пиковый характер.К тому же досаждали вибрации. Как говорил Николай Иванютин : "Пломбы из зубов вылезают". К 1985 году удалось побороть вибрации и несколько сгладить характеристику крутящего момента. Я участвовал в этом процессе в 1984 - 85 годах.
Вот черновик моей с Алексеем Мельниковым статьи в "Автомобильной промышленности" 1993 на эту тему :
Параметры мотоциклов:
Фотки были, но у меня они не сохранились.
Был также вариант с 2-х цилиндровым рядным ДВС воздушного охлаждения ВНИИ-650 (по типу Ямахи XS-650). Фото последнего на трассе г.Выру (Эстония) в 1984 году. Московский экипаж Михаил Купряшин/ Евгений Кабанов:
Но время тяжёлых 2-х цилиндровых четырёхтактных двигателей в сайдкарах заканчивалось. Как промежуточный вариант появился ВНИИ 8.272 с одноцилиндровым двухтактником Каджива-500. Ему явно не хватало мощности.
И в 1987 году был разработан ВНИИ 8.273 с 2-х цилиндровым двухтактным ДВС.
Конструкторы двигателя Мельников А.П. и Прокофьев А.П. Цилиндры и коленвалы были от КТМ-500.Коленвалы вращались в разные стороны и крутящий момент через шестерню передавался на сцепление. Была такая теория о реактивном моменте от коленвала, здесь он как бы уравновешивался. Я тогда не работал в лаборатории спортивных мотоциклов и просто интересовался. Мощность была больше 100 л.с., но какая то взрывная. Мотоцикл был подготовлен к сезону 1987 года для экипажа Щербинин/Зырянов. Выиграл Союз, выезжал на этапы ЧМ. Хюссер (Чемп. Мира 1988и 89) даже прокатился на нём. До ума его так и не довели.
Лаборатория спортивных мотоциклов и причастные люди в 1987 году:
Кого помню, стоят слева направо : Юрий Прокофьев, Николай Кургузов, ?,?, Алексей Мельников, Олег Харин, Николай Иванютин, Валерий Седов, Сергей Щербинин, Нарышкин, Вячеслав Седов, Геннадий Кирюхин. Сидят : Виктор Макаров и Евгений Беленовский (зав.Лаб).
Мотоцикл на ЧеСССР в г.Ромны (Украина) 29-31.07.1988. На техосмотре, слева Сергей Зырянов:
Боевой авто Авиа А-21, Валерий и Вячеслав Седовы, Алексей Мельников:
В начале 1988 стали разрабатывать следующий мотик с 1-цилиндровым двигателем КТМ-540. Я проектировал раму и подвески этого сайдкара.
Статья о нём в журнале АМС :
Мотоцикл назывался ВНИИ-8.274. Позже появилась модификация 90 года. На этом сайдкаре Щербинин/Зырянов заезжали в десятку на этапах ЧМ, выиграли Чемп. Швейцарии и т.д. Статью "Восток" в Нидервиле писал тоже я в 90 м году в "За Рулём" и "Сайдкары из Серпухова" в АП в 93(см. выше).
Слева направо : Валерий Седов - механик (2-кр.ЧеСССР по ШКГМ сайдкарам с Мельниковым). На наших мотоциклах : Сергей Зырянов, Сергей Щербинин, Андрей Завьялов и Василий Прядеин.
На основе этого мотоцикла появилась рама БСУ (" Брауэр- Сикк - Урал") которая много лет выпускалась под руководством С.Щербинина на ИМЗ.
В конце 1981 - начале 1982 появился ВНИИ-8.271 ( КР-1000) с 4-х тактным двухцилиндровым ДВС жидкостного охлаждения :
Двигатель был сделан на базе короткоходного (88 х 81) трекового моторов Ява.
Статья моего бывшего начальника В. Кузнецова в журнале "За Рулём" :
"Среди известных новых машин, созданных ВНИИмотопромом в последние годы особняком стоит мотоцикл с коляской "Восток-КР 1000" для кроссов. Он разработан молодым инженером В. Зарубиным, который задался целью сконструировать машину, способную конкурировать в этом виде соревнований С лучшими зарубежными моделями.
Международная мотоциклетная федерация с 1976 года ввела для соревновании по мотокроссу на мотоциклах с коляской новый класс до 1000сс вместо прежнего до 750сс. В результате советские спортсмены, которые не располагали техникой, базировавшейся на двигателях дорожных машин класса 650сс, были' поставлены в неравные условия, поскольку отечественная промышленность не выпускает мотоциклов с 1000-кубовыми двигателями. ФМС СССР, чтобы стимулировать творчество спортсменов и заводских конструкторов, с 1977 года ввела этот класс во внутрисоюзных соревнованиях. Отдельные спортивные коллективы за последнее время создали интересные конструкции таких мотоциклов (За рулем 1981г. № 9), в числе которых и Восток-КР1000 . Основа машины - новый двигатель.
Его кривошипно-шатунный и клапанный механизмы базируются на отдельных деталях мотора трековой ЯВЫ-894-1. Использование хорошо зарекомендовавших себя по надежности ответственных деталей упростило доводку новой конструкции и решило вопрос с обеспечением запасными частями.
У коленчатого вала кривошипные пальцы лежат на одной оси, и вспышки в обоих цилиндрах происходят одновременно, то есть двигатель работает как одноцилиндровый. Коренные и шатунные подшипники - роликовые.
Двигатель кроссового мотоцикла, как правило, эксплуатируется в тяжелых условиях. Поэтому на Востоке-КР1000 применено жидкостное охлаждение. Из других особенностей двигателя отметим головку с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распределительными валами, приводимыми цепью. Такое решение обеспечивает хорошее наполнение цилиндров смесью и сводит к минимуму инерционные нагрузки клапанного механизма, ограничивающие быстроходность мотора.
Для нового двигателя создана современная экипажная часть. С очень прочной и жесткой дуплексной рамой и дисковыми тормозами. У наиболее нагруженных колес машины трубчатые спицы, выдерживающие значительные нагрузки. В соответствии с последними тенденциями подвеска заднего колеса .сделана с центральными пружиной и амортизатором.
Хотя система жидкостного охлаждения, усиление ряда узлов утяжелили новый мотоцикл, благодаря продуманной конструкции масса его получилась даже на 8 килограммов меньше, чем у Ямахи - ЭМЛ чемпионов мира 1981 года. К тому же мощность Востока больше на 5-7 лошадиных сил. К спортивному сезону 1982года подготовлено 5 таких двигателей для Востока- КР1000.Надеемся что в ходе испытаний удастся довести новую машину до уровня лучших мотоциклов, представленных в чемпионате мира по мотокроссу.
В.КУЗНЕЦОВ-заведующий отделом ВНИИмотопрома. г. Серпухов ".
Всё оказалось не так уж радужно. Мотор был очень тяжёлым ( 85 кг ), длинным и высоким. Кривая мощности и момента имела пиковый характер.К тому же досаждали вибрации. Как говорил Николай Иванютин : "Пломбы из зубов вылезают". К 1985 году удалось побороть вибрации и несколько сгладить характеристику крутящего момента. Я участвовал в этом процессе в 1984 - 85 годах.
Вот черновик моей с Алексеем Мельниковым статьи в "Автомобильной промышленности" 1993 на эту тему :
Параметры мотоциклов:
Фотки были, но у меня они не сохранились.
Был также вариант с 2-х цилиндровым рядным ДВС воздушного охлаждения ВНИИ-650 (по типу Ямахи XS-650). Фото последнего на трассе г.Выру (Эстония) в 1984 году. Московский экипаж Михаил Купряшин/ Евгений Кабанов:
Но время тяжёлых 2-х цилиндровых четырёхтактных двигателей в сайдкарах заканчивалось. Как промежуточный вариант появился ВНИИ 8.272 с одноцилиндровым двухтактником Каджива-500. Ему явно не хватало мощности.
И в 1987 году был разработан ВНИИ 8.273 с 2-х цилиндровым двухтактным ДВС.
Конструкторы двигателя Мельников А.П. и Прокофьев А.П. Цилиндры и коленвалы были от КТМ-500.Коленвалы вращались в разные стороны и крутящий момент через шестерню передавался на сцепление. Была такая теория о реактивном моменте от коленвала, здесь он как бы уравновешивался. Я тогда не работал в лаборатории спортивных мотоциклов и просто интересовался. Мощность была больше 100 л.с., но какая то взрывная. Мотоцикл был подготовлен к сезону 1987 года для экипажа Щербинин/Зырянов. Выиграл Союз, выезжал на этапы ЧМ. Хюссер (Чемп. Мира 1988и 89) даже прокатился на нём. До ума его так и не довели.
Лаборатория спортивных мотоциклов и причастные люди в 1987 году:
Кого помню, стоят слева направо : Юрий Прокофьев, Николай Кургузов, ?,?, Алексей Мельников, Олег Харин, Николай Иванютин, Валерий Седов, Сергей Щербинин, Нарышкин, Вячеслав Седов, Геннадий Кирюхин. Сидят : Виктор Макаров и Евгений Беленовский (зав.Лаб).
Мотоцикл на ЧеСССР в г.Ромны (Украина) 29-31.07.1988. На техосмотре, слева Сергей Зырянов:
Боевой авто Авиа А-21, Валерий и Вячеслав Седовы, Алексей Мельников:
В начале 1988 стали разрабатывать следующий мотик с 1-цилиндровым двигателем КТМ-540. Я проектировал раму и подвески этого сайдкара.
Статья о нём в журнале АМС :
Мотоцикл назывался ВНИИ-8.274. Позже появилась модификация 90 года. На этом сайдкаре Щербинин/Зырянов заезжали в десятку на этапах ЧМ, выиграли Чемп. Швейцарии и т.д. Статью "Восток" в Нидервиле писал тоже я в 90 м году в "За Рулём" и "Сайдкары из Серпухова" в АП в 93(см. выше).
Слева направо : Валерий Седов - механик (2-кр.ЧеСССР по ШКГМ сайдкарам с Мельниковым). На наших мотоциклах : Сергей Зырянов, Сергей Щербинин, Андрей Завьялов и Василий Прядеин.
На основе этого мотоцикла появилась рама БСУ (" Брауэр- Сикк - Урал") которая много лет выпускалась под руководством С.Щербинина на ИМЗ.
Последний раз редактировалось Комментатор Ср дек 09, 2015 12:08 pm, всего редактировалось 4 раза.
- Комментатор
- Сообщения:28
- Зарегистрирован:
01.12.2015 - Откуда:Россия, Серпухов
Можно ли узнать в этом мальчике будущего двукратного Чемпиона Европы Виталия Тонкова?
В силу отсутствия приличных маленьких мотиков маленькому Виталику пришлось начинать на ЧЗ-516 ( 125 кубиков) и уже потом пересаживаться на появившиеся 80-десятки. 1989 год, пилоту 10 лет !
- Комментатор
- Сообщения:28
- Зарегистрирован:
01.12.2015 - Откуда:Россия, Серпухов
Алексей Насонов опубликовал в Фэйсбуке интересное фото со звёздами МХ СССР.
Слева направо : Многократные Чемпионы СССР : Андрей Ледовской (1981 - 92) и Александр Морозов (1984 - 90). Призёры СССР в разных классах: Дмитрий Николаев (1988), Юрий Зырянов (1990), Юрий Руул (1987) и Нормундс Дучис(1985)..
Слева направо : Многократные Чемпионы СССР : Андрей Ледовской (1981 - 92) и Александр Морозов (1984 - 90). Призёры СССР в разных классах: Дмитрий Николаев (1988), Юрий Зырянов (1990), Юрий Руул (1987) и Нормундс Дучис(1985)..
Комментатор
Спасибо за труд и время потраченное. Хороший материал, много интересного. Много известных имён в итоговых результатах. Количество спортсменов особенно впечетляет.
Был во ВНИИМОТОПРОМе один раз осенью 92(по диплому приезжал). Там рассказали такой случай, что англичане в середине 80-х купили один Восток-125 и что якобы на нём выиграли чемп.
Англии. Не слышали о таком?
Сейчас на месте института, что-то осталось или всё продано включая землю?
Спасибо за труд и время потраченное. Хороший материал, много интересного. Много известных имён в итоговых результатах. Количество спортсменов особенно впечетляет.
Был во ВНИИМОТОПРОМе один раз осенью 92(по диплому приезжал). Там рассказали такой случай, что англичане в середине 80-х купили один Восток-125 и что якобы на нём выиграли чемп.
Англии. Не слышали о таком?
Сейчас на месте института, что-то осталось или всё продано включая землю?
- Комментатор
- Сообщения:28
- Зарегистрирован:
01.12.2015 - Откуда:Россия, Серпухов
На месте ВНИИмотопрома уже больше десяти лет торговый центр
Остатки тогда уже ОАО "МОТОПРОМ" переселили на территорию завода "Конденсатор". Лет пять назад его ликвидировали как юр. лицо. Кое кто из старожилов там ещё работает, но я давно на этой территории не был.
Остатки тогда уже ОАО "МОТОПРОМ" переселили на территорию завода "Конденсатор". Лет пять назад его ликвидировали как юр. лицо. Кое кто из старожилов там ещё работает, но я давно на этой территории не был.
- Комментатор
- Сообщения:28
- Зарегистрирован:
01.12.2015 - Откуда:Россия, Серпухов
Я восстановил статью "Восток" в Нидервиле" (За рулём 5-90). Фото неудачное, а мотор вообще от старого 8.273. Остальное всё вроде так.
- Комментатор
- Сообщения:28
- Зарегистрирован:
01.12.2015 - Откуда:Россия, Серпухов
Денис Яковлев из г.Видное МО поделился фотографиями колясочных кроссов в г. Зарайске МО 1990-91.
№ 55 Николай Иванютин/ Олег Харин (ЗиЛ, Москва)
Денис Яковлев (Фалкон, Видное)
Владимир Авсеенко ( Терехово + 13, Москва) И на коляске ездил !
№ 55 Николай Иванютин/ Олег Харин (ЗиЛ, Москва)
Денис Яковлев (Фалкон, Видное)
Владимир Авсеенко ( Терехово + 13, Москва) И на коляске ездил !
- Комментатор
- Сообщения:28
- Зарегистрирован:
01.12.2015 - Откуда:Россия, Серпухов
У Кадживы были ещё очень удачные кроссовые мотоциклы. В частности WMX-125 который выигрывал ЧМ. Многие его решения копировались на Востоке ВНИИ 3.240 - 3.241.ikorkishko писал(а):Компания Cagiva – широко известный производитель мотоциклетной техники из Италии. История предприятия началась с покупки в 1978 году двумя братьями Кастильони старого мотоциклетного завода, который раньше принадлежал американской компании Harley-Davidson. Тогда Клаудио и Джанфранко владели ещё несколькими металлообрабатывающими предприятиями в Италии.
Все детали и конструкции, которые остались на территории завода от его прежних хозяев, стали основой будущего производства. Молодую компанию назвали в честь отца и родного города: CAstiglioni GIovanni (VArese). Но имя предприятия уже тогда было не ново – ещё до её основания оно было нанесено на улучшенные машины Suzuki RG5OO Франко Бонеры и Марко Луччинелли, которых спонсировали братья. Первые мотоциклы выпускались под названием HD-Cagiva, но уже в 1980 это наименование было изменено на Cagiva.
Я встречался с одним из братьев Кастильони и конструктором десмодромных двигателей Дукати на переговорах в Минске на ММВЗ в 1986 году.