MOTO.KIEV.UA

Сайт журнала Мото Драйв

Эпидемия скорости



Ты помнишь, как все начиналось...

Человеку свойственно забывать старое и привычное в пользу чего-то нового, необычного, модного. Однако, как показывает многолетняя практика, все в этом мире циклично, по настоящему хорошее обязательно вернется еще раз, а второстепенное, ''попсовое'' отойдет в сторону. Хочется верить, что тот, хоть и небольшой, подъем, который наблюдается в мотоспорте сегодня, останется и перерастет в настоящее, стремительное развитие.
   Засматриваясь на ''империалистические'' новинки, мы стали забывать о видах спорта, десятилетиями привлекавших огромное количество поклонников на многочисленные соревнования. Ведь эти виды являются в первую очередь действительно СПОРТОМ, а не шоу для разгоряченной публики...

Техника 50-60х    История мотокросса настолько тесно связана с остальными видами мотоспорта, что на первом этапе разделять их абсолютно бессмысленно. Для читателей мотоциклетного журнала наверняка не будет новостью, что первый мотоцикл был построен в Германии в 1885 году Готтлибом Даймлером. В последующие 8 лет мотоциклы появились практически во всех странах Европы.
   Страсть человека к соперничеству сразу же дала о себе знать. В 1894 году, по инициативе журнала ''Ле Пти Журналь'' были проведены первые гонки ''механических экипажей''. Тогда еще не было разделения на авто и мотосоревнования, и поэтому в заезде принимали участие как четырехколесные ''болиды'', так и трициклы, мотоциклы — лишь бы колеса крутил мотор. Эти соревнования стали началом современного авто и мотоспорта.
   Развитие спорта, а, точнее, его распространение было напрямую связано с производством мототехники, а его как раз и не было. Но мотоцикл уже ничто не могло остановить. К началу 20-го века он стал самостоятельным транспортным средством — появилось разделение между двухколейным автомобилем  и одноколейным мотоциклом (двухколейным в случае присоединения коляски). В 1899 году  в Вене состоялись первые официальные гонки мотоциклов.
   Эти события также послужили толчком в создании международной федерации мотоклубов, основанной 8 июля 1904 года в чешском городе Пакове энтузиастами мотоспорта из нескольких стран. Эта организация, впоследствии переименованная в Международную федерацию мотоциклетного спорта, стала проводить регулярные международные соревнования.
   Считается, что первыми соревнованиями по мотокроссу были гонки между 13-ю мотоциклистами и 16-ю всадниками, которые состоялись на военном полигоне вблизи Лондона в 1908 года. Целью мотоциклистов было доказать, что новая техника может передвигаться по бездорожью не хуже, а то и лучше лошадей. В той гонке уверенную победу одержали копытные “средства передвижения”, финишировав практически в полном составе. Из мотоциклистов добрались только двое. Однако это уже не смогло стать преградой на пути развития мотоспорта.

   С 1912 года стали регулярно проводиться международные шестидневные соревнования  на предшественниках современных эндуро, привлекавшие огромное количество зрителей и участников. Появились соревнования по подъему на гору.
   Самым значительным мероприятием, которое стали проводить еще до возникновения чемпионата мира, был ''Кросс наций'', впервые проведенный в 1947 году. Тогда победу одержала команда Великобритании. Эти соревнования проводятся и по сей день.
   В 1955 году по инициативе FIM (международной мотоциклетной федерации) состоялся первый чемпионат Европы, а уже в 1957 был проведен первый чемпионат мира, который состоял из этапов, проходивших в девяти европейских странах. На каждом этапе победителю вручался Гран-при страны организатора.

   Днем рождения отечественного мотоспорта принято считать 11 октября 1898 года, когда состоялась первая ''гонка моторов'', проходившая на дистанции в 39 верст от станции Александровская под Петербургом, до Стрельни Варшавской железной дороги и обратно. Инициаторами этой гонки выступили первые в России автомобилисты при под-    держке ''общества велосипедной езды''. В последующем, соревнования авто и мототехники стали регулярными.
   В новой советской стране мотоспорт достаточно быстро стал набирать обороты. Были созданы общественные организации и проводились соревнования. Мотоциклетные гонки были включены и в программу первой Всесоюзной рабочей спартакиады, а в 20-м впервые было разыграно первенство РСФСР по мотоспорту.
   Мотокросс постепенно стал приобретать привычную для нас форму. Гонки стали проводить на естественной местности с грунтовым или песчаным покрытием, протяженные дистанции сменились кругами длинной 1,5-3 км, что позитивно отразилось на общей безопасности и зрелищности гонки. Дорабатывалась и техника. Уже тогда стало понятно, что дорожные мотоциклы не совсем подходят для подобных соревнований. Мотоциклы облегчались посредством снятия всех ненужных частей — фар, сигналов, багажников, дорабатывалась подвеска, повышалась мощность мотора.
   Сейчас это вполне очевидно для нас, но тогда такие изобретения, как прижимание покрышки заднего колеса к ободу специальным держателем во избежание прокручивания или использование маятника и задних амортизаторов были просто прорывом, обеспечивающим преимущество на трассе. Технический прогресс было уже не остановить, в закрепившейся схеме мотоцикла (прочная рама, передняя телескопическая вилка, задний маятник на двух амортизаторах, резина с грубым протектором — шашечками) кардинально ничего не менялось на протяжении 20 лет, однако внутреннее наполнение претерпевали постоянные изменения. Изначально очень широкий руль, предназначенный для увеличения рычага вращения был уменьшен. Ход вилки и маятника неизменно увеличивался с каждым годом. Выхлопные трубы, изначально по-дорожному располагавшиеся снизу, стали поднимать, чтобы предотвратить их повреждение при падении; разработка действительно кроссовой резины позволила кардинальным образом улучшить управляемость мотоцикла. Все время велись работы над облегчением двигателя и одновременно увеличением его мощности, на смену достаточно распространенным, но тяжеловатым 4-х тактникам пришли легкие, оборотистые, простые в изготовлении 2-х тактные двигатели, до конца 20-го века полностью вытеснившие своих конкурентов; двигатели стали исключительно одноцилиндровыми.

Техника 80х    В 80-х стали вноситься изменения и в привычную схему мотоцикла. Все эти нововведения положили начало уже современной схеме кроссового мотоцикла. Сначала изменения коснулись бака и сиденья, сиденье теперь как бы наплывало на бак, что делало движения гонщика на мотоцикле более удобным. Только появившийся дисковый тормоз, несмотря на сложность конструкции и гидравлику, стал завоевывать свои позиции, в то время как тяжелый и неэффективный барабанный остался только на заднем колесе. Гонщики сразу оценили преимущества — жесткий, до боли в кистях, барабанный тормоз очень плохо тормозил, если в барабан попадала вода и грязь. Дисковый тормоз был лишен все этих недостатков, и к середине 90-х полностью вытеснил старую систему. Самые главные изменения коснулись подвески. Если обычная вилка еще держала свои позции, то задний маятник на двух амортизаторах сдался сразу под натиском прогрессивной подвески с моноамортизатором. Впервые примененная на мотоциклах компании Yamaha, эта схема оказалась настолько удачной, что разница на трассе была просто огромной. Она позволила увеличить ход маятника, уменьшить вес, конструкция прогрессивной подвески хотя и была несколько сложнее, однако делала работу амортизатора адекватной на всех режимах. 
   Но, наверное, самым значимым событием 80-х стало появление водяного охлаждения. Подверженные перегреву ''воздушки'' не могли выдавать такой же мощности, часто клинили, а также изнашивались намного быстрее.

Техника нового тысячелетия    Гонка вооружений не заканчивалась. Мотокросс из грубого, чисто силового спорта — гонок на тяжелых и ''дубовых'' мотоциклах, где практически все зависело от подготовки гонщика, перешел в разряд hi-tech, где, как в Формуле-1, стал важен каждый грамм веса, каждый миллиметр хода подвески, каждая сотая лошадиной силы в моторе. Погоня за уменьшением подрессоренных масс привели к появлению перевернутой передней вилки. На первый взгляд, не совсем существенное изменение, на современных скоростях намного улучшило работу передней подвески.

   Появление новых сплавов и материалов позволяют вносить все новые и новые изменения, улучшающие ходовые качества и мощность мотоциклов. Повторное появление на рынке 4-х тактной техники в конце 90-х для многих стало удивлением, однако новейшие разработки позволили сделать такие моторы достаточно легкими и надежными.
   Не стоит забывать также, что появление этих технических нововведений на дорожной технике обязано работе именно спортивных конструкторов. Прошедшие проверку на трассах и треках, дисковые тормоза, водяное охлаждение, моноподвеска и перевернутая вилка, благодаря спорту попали на стоящие у нас в гаражах мотоциклы.
   Мы намеренно не затрагивали технику вождения мотоцикла, изменявшуюся параллельно техническому развитию. Она стала настолько сложной, что только короткая пробежка по основным элементам займет объем нескольких статей. Как известно, только прослойка между сиденьем и рулем может привести технически совершенную машину к победе. В следующих статьях мы уделим больше внимания именно человеческому фактору.
   P.S. Не забывайте о настоящем...

Текст: Валентин Елтышев
Журнал "Мотодрайв", 2006


Регистрация почты имя@motocross.com.ua
Наш баннер